Искатели сокровищ
(ООД в подготовительной к школе группе)
Мария МИХАЙЛОВА, Наталья АДИАТУЛЛИНА,
воспитатели детского сада №314 г. Казани
Цели:
– закреплять и расширять знания детей о сказках татарского поэта Г.Тукая;
– создать радостное, эмоциональное настроение детей.
Задачи:
– учить узнавать сказки Г.Тукая по иллюстрациям;
– закреплять речь детей на татарском языке в процессе игры;
– формировать социально-коммуникативные навыки сотрудничества и доброжелательности;
– развивать ловкость, выносливость, умение прыгать на двух ногах в длину, действовать согласованно;
– воспитывать интерес к творчеству татарского поэта, любовь к его произведениям.
Форма организации: коллективная деятельность.
Форма проведения: квест-игра по проекту: «Земляки – гордость Татарстана».
Средства: экран с изображением природы, декорация деревьев и кустарников, мостик, кувшинки, лягушки, ткани голубого и болотного цвета, музыкальная колонка с записью звуков природы, пазлы, шары с записками, рюкзак с атрибутами для похода, диски с цифрами, сундук, книга сказок Г.Тукая, иллюстрации из сказок: «Шурале», «Водяная», «Сказка про козу и барана», шоколадные монеты.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое квест?
– Правильно, это такая игра, где с помощью подсказок, которые в виде загадок и заданий приводят игроков к победной цели. Я вас прошу помочь мне в поисках сокровищ. Вы готовы отправиться в трудное, но интересное путешествие, которое будет проходить в виде квест-игры? Тогда ответьте поскорее, что необходимо нужно взять с собой в путешествие? (Дети отбирают атрибуты для похода: бинокль, компас, фонарик, лопату, воду в бутылочке, хлеб, яблоко, огурец, треугольник, пицца.)
– Кто сможет назвать их на татарском языке? Бу нәрсә? (Су, ипи, алма, кыяр, өчпочмак, пицца.) Теперь сложим все необходимое в походный рюкзак. Итак, мы готовы к путешествию, но нам необходимо найти дорогу. Посмотрите, тут лежат какие-то пазлы. Возможно это первая подсказка. Сейчас мы их сложим и узнаем по картинке, что делать дальше? (Дети собирают картинку из пазлов.)
– Ребята, что у нас получилось? (Цветные шары.) Значит, нам надо найти цветные шары. Достанем бинокль и посмотрим, где находятся шары? Они находятся на другом берегу реки, через которую нам нужно будет пройти по мостику. Легким бегом преодолеваем мостик через речку. Вот они разноцветные шары! Возьмите каждый по одному шарику и назовите, какого он цвета на татарском языке? (Дети называют цвета: кызыл, сары, яшел, зәңгәр, ак, кара.)
– Посмотрите, ребята, внутри шаров, что-то имеется. Что это? Возможно, эта и есть вторая подсказка. Подумаем, как же достать их из шаров? Надо сделать так, чтобы они лопнули, и мы сможем узнать, что внутри них. (Из лопнувших шаров дети достают пустые записки, среди которых есть одна с подсказкой, где изображено болото.)
– Ребята, что в записках? (Дети разворачивают записки и видят, что все записки пустые, кроме одной, на которой изображено болото.)
– Значит, нам предстоит преодолеть болото по кочкам. (Дети прыгают по «кочкам» – дискам с цифрами от 1 до 10, называя каждое число на татарском языке под сопровождение музыкальной композиции звуков природы.)
– Ребята, посмотрите под кочкой с цифрой 10 лежат какие-то пазлы. Возможно, эта третья подсказка. Давайте соберем их и узнаем, что получится? (Дети собирают пазлы с изображением сундука.)
– Что у нас получилось? (Сундук.) Значит, нам надо найти спрятанный сундук. Интересно, где же он спрятан? Давайте вместе его поищем с помощью нашего фонарика. (Дети ищут, заглядывая под деревья, кусты и находят его.)
– Вот наш сундук и нашелся! Откроем его поскорее! Что в нем лежит? (Дети достают из сундука иллюстрации по произведениям Г.Тукая.)
– Ребята, мы с вами совсем уже близки к сокровищам. Каждый из вас возьмите по иллюстрации и внимательно рассмотрите их. Глядя на свою иллюстрацию найдите себе пару. (Дети ищут свою пару, у которой картинка из той же сказки.)
– У тебя кто изображен? (Былтыр.) А у тебя кто? (Шурале.)
– Из какой сказки эти персонажи? (Правильно, из сказки «Шурале».)
– Кто это у тебя? (Водяная.) А у тебя что изображено? (Золотой гребень) Какую сказку напоминают вам эти иллюстрации? (Правильно, сказка «Водяная».) Как будет Водяная на татарском языке? (Правильно, Су анасы.)
– У вас какие иллюстрации? (Коза и баран; волки.) Они из какой сказки? (Правильно, «Сказка о козе и баране».) Кто скажет название этой сказки на татарском языке? («Кәҗә белән сарык әкияте».)
– Что объединяет эти сказки? Правильно, их написал один и тот же поэт. Кто это? Правильно, все эти произведения великого татарского поэта Габдуллы Тукая.
– Молодцы, ребята, мы вместе нашли спрятанное сокровище. Вот оно! (Достать из сундука книгу с произведениями Г.Тукая.)
– Книга – это родник знаний! Послушайте, как звучит эта пословица на татарском языке: «Китап – белем чишмәсе». (Дети повторяют эту пословицу хором на татарском языке.).
– Книга – самое ценное сокровище! Это сокровище я подарю вам. Кроме книги оказывается тут еще лежат и золотые монеты! Это тоже вам! (Раздать детям шоколадки в виде монет.)
– Вам понравилась квест-игра? Мне тоже очень понравилось, как вы дружно и сплоченно шли к победной цели и дошли до нее! Большое спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли отыскать спрятанные сокровища. А эти золотые монеты вам за ваше старание и упорство. Угощайтесь! До новых встреч!