Татарстан: все для фронта, все для победы!

 

(Устный журнал)

Светлана ЗАБОЛОТНАЯ,

ведущий библиотекарь филиала №15 Централизованной библиотечной системы г. Наб. Челны

Цель: гражданско-патриотическое воспитание, привитие любви и уважения к малой родине, продвижение чтения, расширения кругозора.

Ход мероприятия

Библиотекарь. Великая Отечественная война. Об этом написано много книг, снято сотни фильмов. Но все ли мы знаем об этом историческом факте? Какую роль сыграл в этой победе Татарстан? Кому приходилось тяжелее: солдатам с передовой или рабочим тыла? Об этом мы сегодня с вами и будем говорить.

Война началась утром, в 4 утра 22 июня 1941 года без объявления войны. Первыми, кто принял на себя удар фашистов, были бойцы пограничных застав. Перед нами две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества. Они отмечены в календаре разными цветами: 22 июня – это черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, 9 мая – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Два дня календаря. А между ними… Война. От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих года.

Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны и республики. Наш диалог будет проходить в виде устного журнала, состоящего из четырех страниц:

– «Казань: хлеб и зрелища тыла»;

– «Набережные Челны в годы войны»;

– «Подвиг народа в камне навечно»;

– «Наша неутихающая боль».

Библиотекарь. Первая страница нашего журнала называется «Казань: хлеб и зрелища тыла». Хотя советская Татария не была прифронтовой, дыхание войны ощущала очень явственно – самые простые вещи, составляющие быт людей, стали в одночасье почти невозможными. В тылу с нетерпением ждали известия с передовой. Радиоприёмники изъяли у людей еще в начале войны, а на улицах установили большие репродукторы. С первых же дней войны поток телеграмм и писем увеличился настолько, что многие связисты неделями не уходили домой, спали прямо на столах или сдвинутых стульях. В районы и села почта доставлялась в основном на лошадях.

В годы войны наша республика стала одной из тыловых баз Красной Армии: было эвакуировано свыше 70 фабрик и заводов, было развернуто свыше 50 эвакогоспиталей. На предприятиях республики производились оружие, боеприпасы, снаряжение, обмундирование. Мирное население республики оказало помощь фронту теплыми вещами, пожертвованиями. В Спасском затоне, где ремонтировались речные суда, стали изготавливать десантные баркасы, ремонтировать и сооружать буксирные пароходы. Заводы пишущих машин, искусственной кожи и другие перешли на изготовление мин, снарядов, осветительных бомб… Разместить все эвакуированные предприятия в Казани было невозможно, поэтому часть из них была рассредоточена по городам и районам республики: Чистополь принял Киевскую прядильно-трикотажную фабрику, село Моркваши Верхнеуслонского района приняло Московскую кондитерскую фабрику «Большевик» и т.д. Во всех концах страны стихийно началось создание Фонда обороны страны. Население вносило свои сбережения, драгоценности. Любимый поэт Фатих Карим, воевавший на фронте сапером, в стихотворении «Хадича» написал:

Твоих перчаток нежный пух,

Как сердце дружеское, жарок.

Буду врага бить за двоих:

Сил мне прибавит твой подарок.

Библиотекарь. Осенью в Татарии был введен режим военного времени. Объявляли воздушные тревоги, нужно было соблюдать светомаскировку. Больше ста тысяч человек отправились рыть окопы – началось строительство «Казанского обвода». (К доске выходит учащийся и зачитывает воспоминания ветерана труда С.Ф.Беляевой.)

Из воспоминаний ветерана труда Серафимы Федоровны Беляевой:  «Вместе с другими рабочими завода шла с мешком за спиной в село, находящееся в ста километрах от Казани, рыть окопы. На работу будили в пять утра, а возвращались уже затемно. Кто возил камни на тачке, кто посильнее – копал. Вся еда заключалась в 800 граммах хлеба да жидкой похлебке, которую хозяйка, где нас разместили в количестве двадцать человек, умудрялась варить прямо из ничего. Не было даже картошки. Зима была суровой…»

Библиотекарь. В 1943 году на одного проживающего казанца в среднем приходилось по 3,3 квадратных метров жилья. Часто в одной коммунальной комнате жили по две семьи. Пищу готовили на общей кухне, на керосинках и примусах. Но керосин тогда был дефицитом и пищу готовили на таганке – треножке из металлических прутьев, под которыми разводили огонь. (К доске выходит учащийся и зачитывает воспоминания жителя Казани Р.З.Богданова.)

Из воспоминаний жителя Казани Рефгата Закуановича Богданова: «К началу 42-го температура в квартире доходила до плюс шести градусов. Спали не раздеваясь. Как стирали одежду – целая наука! На базар из деревень привозили самодельное жидкое мыло. Его добавляли в щелок, который делался из золы и воды. В ней стирали, выпаривали в печке полотенца, белое белье, а потом полоскали в речке. Одним из таких мест было озеро Кабан. Вдоль берега стояли мостки и женщины полоскали там белье в любую погоду, даже в стужу. Тем же щелоком мылись. В хлебный на Достоевского очередь занимали не с утра, а с предыдущего вечера. Записывали порядковый номер на ладони химическим карандашом. Утром и вечером была перекличка, отсутствующих вычеркивали. Всем прикрепленным к магазину хлеба не хватало. Бывало, в очереди за хлебом умирали».

Библиотекарь. Одной из загадок Великой Отечественной войны стал особый интерес германской разведки к Казани. В архивах сохранились кадры аэрофотосъемки, на которых просматриваются не только улицы, но и все секретные оборонные предприятия того времени. Каждый объект пронумерован и подписан. План взятия Казани провалился благодаря мужеству защитников Сталинграда. Чем же фашистов привлекла Казань? Дело в том, что с сентября 1942 года казанский завод «Серп и молот» получил задание производить центрифуги для обогащения урана. То есть мы, Казань, начали производство урановой бомбы. Немцы тоже делали свою урановую бомбу и потому понимали, что если она у нас тоже будет, то они лишатся козыря по внезапному применению этой своей бомбы.

Библиотекарь. Говоря о Татарстане в годы войны нельзя не вспомнить строительство Волжской магистрали Победы. В исторической битве на Волге, положившей начало перелому в Великой Отечественной войне, исключительную роль сыграла Волжская рокада – железная дорога от Свияжска до Сталинграда. По ней, построенной в рекордные шесть месяцев, пошли эшелоны с людьми, продовольствием и оружием для трех фронтов, сомкнувших смертельное кольцо вокруг армии Паулюса. Строительство шло небывалыми темпами: в среднем за день сооружали восемь километров пути. Жили в палатках, землянках, в чистом поле. Некоторые спали прямо у насыпи и мостов, работали до темна в любую погоду. Единый распорядок, касающийся и колхозников, и заключенных, гласил: подъем в четыре часа, час на гигиену и завтрак, еще час на развод и дорогу. Работали с 6 до 19 часов. От скудного питания, тяжелых условий работы и отсутствия должного медицинского обслуживания на стройке ежедневно умирали по 5 – 7 человек. Часто прямо во время работы. Трупы оставляли у насыпи, хоронили несколько позже здесь же.

Библиотекарь. Следующая страница нашего устного журнала называется «Набережные Челны в годы войны». В первые месяцы 1941 года из нашего района и города ушло на фронт более 2000 человек. Проводы в армию обычно происходили на пристани рядом с Элеватором. Только из села Боровецкое надели форму 140 жителей, среди них восемь женщин. 14 Кузнецовых и 15 Недопекиных ушли из этого села на фронт и погибли. В память о погибших на войне был установлен скромный металлический обелиск. Всего за 1941-1945 года из челнинского района ушло на фронт 14 тыс. человек. 12 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Вот они, наши герои-челнинцы: Никита Фадеевич Кайманов, Юрий Борисович Кардашенко, Николай Михайлович Кошаев, Ильдар Маннапович Маннанов, Нурми Халяфович Шарипов,  Абдулла Абдурахманович Курбанов, Иван Иванович Мозжаров, Сергей Павлович Максютов, Николай Леонтьевич Соболев, Камиль Якупович Якупов, Павел Григорьевич Фролов, Мисбах Халиуллович Халиуллин.

Библиотекарь. С первых недель Великой Отечественной войны в наш город стали прибывать эвакуированные из прифронтовых областей. Всего в Челнинском районе было размещено 3,5 тыс. людей, из которых 1,5 тыс. – в самом городе. Также в Челнинский район были эвакуированы несколько детских домов, четыре Дома младенца, детские ясли, пионерлагерь из Орши – всего до полутора тысяч детей.  Но не только детей принимали камские берега, но и раненых военных. С октября 1941 года по октябрь 1945 года в помещениях Тарловского курорта был развернут эвакогоспиталь №4089 со специфическим назначением – здесь в сосновом бору на берегу Камы долечивали воинов с ранениями грудной клетки и заболевших туберкулезом.

Библиотекарь. Всего за указанный период в госпитале побывало почти 10000 человек. Сотрудникам госпиталя было трудно работать в условиях военного времени. Нелегко было и раненым. Не все возвращались в строй, не все, получив инвалидность, возвращались к семьям. Часть тяжелораненых воинов умирало и их хоронили в братской могиле на Тарловском кладбище.  Всего в братской могиле покоится 181 человек. Но, несмотря на трудности, по вечерам после ужина бойцы сдвигали столы в обеденном зале в угол, ставили рядами скамейки и получался небольшой кинозал. Кино было главным развлечением раненых.  С экрана они узнавали о событиях на фронте. Лекарств, питания не хватало, многие больные были практически обречены. Но местные жители помогали бойцам, чем могли. Так мастер из Тарловки Рыкалов Василий Александрович своим друзьям и раненым из госпиталя Юре и Мише по-домашнему отмечал Дни рождения с домашними пирогами и домашним пивом.  Часто к раненым бойцам приезжали девчата, брали с собой телефон, пластинки и там пели, плясали. В 1943 году в госпиталь поступило много раненых. Не хватало коек, и тогда тех больных, которые были «не тяжелые», распределяли «по квартирам» в соседние деревни и села.

Библиотекарь. Основная тяжесть тыловых забот легла на плечи женщин, подростков, стариков. В нашем городе продовольственные карточки на хлеб и сахар были введены с 10 октября 1941 года. С трудностями сельчане нашего района столкнулись уже осенью 1941 года. Тогда колхозы были вынуждены сдавать на элеватор влажное зерно. Негде и нечем было сушить. Его здесь накопилось более 10000 тонн. Заготзерно прием хлеба прекратило. Тогда наши колхозы в экстренном порядке должны были заготовить и завезти на элеватор 1500 кубометров дров. Хлеб был спасен. В нашем и в других районах Закамья начали выращивать каучконос кок-сагыз (каучконосный одуванчик), чтобы обеспечить в годы войны сырьем производство резинотехнических изделий.

Библиотекарь. Следующая, третья страница нашего устного журнала носит название «Подвиг народа в камне навечно». Вам нужно будет назвать памятники павшим воинам и указать их месторасположение в нашем городе. (Называют 6 памятников: монумент «Родина-мать», памятник Мусе Джалилю, «Вечный огонь», памятник погибшим в Великой Отечественной войне жителям села Боровецкое, два памятника воинам-интернационалистам.)

Библиотекарь. Теперь давайте остановимся на каждой скульптуре отдельно. Начнем с мемориального комплекса, возведенного к 30-летию Победы над фашистской Германией. Центром мемориала является «Родина-мать» работы известного казанского скульптора Ильдара Ханова. Собирательный образ Матери-Родины и ее защитников, словно устремленных в вечность, не оставит зрителей равнодушными. У подножия монумента горит Вечный огонь, а на мраморных плитах стены памяти начертаны имена сотни земляков, павших на полях сражения Великой Отечественной войны. Мемориальный комплекс открыли 9 мая 1975 года. У вечного огня несут вахту памяти учащиеся челнинских школ.

Библиотекарь. В продолжение дела увековечивания подвига защитников Отечества, в 1978 году в старой части города был заложен сквер имени Мусы Джалиля, где затем был установлен памятник поэту, воину и национальному герою. Автором памятника является скульптор Л.А.Зимина. Голова, высеченная из красного гранита, установлена между «штыками» острой формы, напоминающими перья и довершающими картину.

Библиотекарь. Воплощенным в мрамор Вечным огнем стал еще один памятник воинам Великой Отечественной, установленный возле церкви Космы и Домиана. Его автор – М. Басыров. То, что такой памятник находится вблизи храма, вполне соответствует традициям православия и придает ему особое значение – почитание.

Библиотекарь. На Боровецком бульваре 5 мая 2011 года открыт памятник погибшим в Великой Отечественной войне жителям села Боровецкое. Новый памятник, облицованный гранитной плиткой и украшенный звездой Победы, воздвигнут взамен старому, просуществовавшему напротив Боровецкой церкви несколько десятков лет.

Библиотекарь. Афганская война, унесшая тысячи молодых жизней (1979 – 1989), увеличила список погибших в мирное время людей. В 1988 году в сквере на бульваре Ямашева появился первый памятник воинам-интернационалистам.  Сам памятник – это три невысокие стелы, напоминающие штыки, на них «упали» с высоты вечности пятиконечные звезды. Весной к подножию обелиска сыплются лепестки цветущих в маленьком сквере яблонь.

Библиотекарь. В августе 1989 года Исполкомом горсовета и городской комитет воинов-интернационалистов объявили конкурс на разработку проекта еще одного памятника воинам-интернационалистам. Московский скульптор Ю.Дремин изобразил фигуру молодого солдата, шагнувшего навстречу опасности из центра снайперского прицела. Памятник установлен за магистралью.

Библиотекарь. Четвертая, заключительная страница нашего устного журнала называется «Наша неутихающая боль». Я ее хочу начать с прочтения стихотворения Сергея Пестрецова «Горечь». (К доске выходит учащийся и зачитывает стихотворение С.Пестрецова «Горечь».)

Горечь

В своей стране мы – словно партизаны,

Мы как шпионы в собственной стране,

Мы все еще бинтуем наши раны,

Полученные в битвах на войне.

Мы все еще, как встарь, окопы роем –

Сражается наш маленький отряд,

Мы все еще товарищей хороним,

Погибших много лет тому назад.

Хороним тайно, посреди болота,

Гнилую жижу каской отчерпав,

И утопает в нем за ротой рота

Героев, не нарушивших устав.

А что страна? Ей лишних дел не надо,

У «без вести пропавших» злой венец:

Неблагодарность черная в награду

И подлое забвенье под конец.

И мы несем в сердцах им дань святую,

Нас совести пронзает острие,

Нам стыдно за отчизну нашу злую,

Нам больно за защитников ее.

Библиотекарь. Сергей был приглашен в поисковую экспедицию казанскими поисковиками в качестве оператора. Результатом этой работы стал фильм «Горечь» о трагедии 2й Ударной армии Волховского фронта. По данным центрального архива Министерства обороны СССР, в ВОВ пропало без вести около 3 миллионов солдат, сержантов, офицеров. И поныне белеют в полях, лесах кости бойцов. Как они сражались? Каким их был последний смертный час? О большинстве, к сожалению, уже никогда не узнаем. «Пропал без вести». В годы войны эти слова оставляли родным хоть какую-то надежду на возвращение отца, мужа, брата, сына. Но шло время, и становилось ясно: пропавший без вести солдат уже никогда не переступит родное крыльцо. У них, навсегда оставшихся на войне, одна, братская могила – с вечным огнем у Кремлевской стены.

Библиотекарь. Любовь Георгиевна Григорович в 1987 году, работая в городском Доме пионеров, организовала поисковую группу «Эдельвейс» из числа школьников. Поисковый отряд прошел по местам боев татарского поэта Мусы Джалиля, был собран богатейший материал. Евгений Бурнашев – первый командир группы челнинских поисковиков – объединил разрозненные поисковые группы в нашем городе, создав хронику Любанской операции. О Любанской наступательной операции, происходившей под Ленинградом зимой 1941-1942 года, почти не вспоминали. Может быть потому, что воинам Ленинградского и Волховского фронтов на втором году войны не удалось выполнить поставленную задачу – разомкнуть вражеское кольцо вокруг северной столицы. Поиски в местах Любанской операции ведутся до сих пор. В 2015 году вместе с поисковыми отрядами «Вахту памяти» в любанском лесу по Петербургом несла журналист «Вечерних Челнов» Алсу Газизова. Вот что она рассказала читателям газеты. (К доске выходит учащийся и зачитывает воспоминания журналиста «Вечерних Челнов» А.Газизовой.)

«Холод и сырость – два главных врага в лесах близ деревни Чудской Бор в конце апреля. Ни теплая одежда, ни спальник, ни водка не помогают. Ночью выпал снег. Замерзло все – защитный крем, зубная паста. Первые дня ушли на разбивку лагеря. Инструктор предупредил новичков: если вы найдете оружие – не поднимайте и тем более не бросайте в костер, пульки по карманам не прячьте. По местным меркам до места предположительного захоронения рукой подать – около 3 км. по болотистой дороге. В этом месте солдат находят уже второй год. В прежние экспедиции поисковики подняли 110 бойцов Красной Армии. По предварительным расчетам в земле лежат еще около 200. В каждой «яме» — от 3 до 15 человек. Опознать пока не удалось ни одного. На это место поисковики наткнулись случайно. Здесь была бревенчатая дорога. По ней лесовозы ездили. Когда ребята-поисковики подняли бревна, оказалось, что прямо под ними лежат солдаты. Поисковики предполагают, что, возможно, это госпитальное или воинское захоронение. Оно нигде не учтено. Никакой информации в архивах по нему нет. При себе у бойцов нет именных вещей и смертных медальонов. Был найден лишь кортик, датированный 1943 годом и подписанный Малышевым Д.И. Главное орудие поисковиков – щуп (длинный металлический шест с ручкой). Если щуп указывает на наличие под землей останков – начинается тяжелый многочасовой труд. Воду из ям откачивают ведрами, затем копают. Если вода подступает обратно – ее снова откачивают, затем снова откидывают лопатами тяжелую глину. Когда лопаты достают до «перемеса» — смеси голубой глины и веток – копать перестают. Это знак, что захоронение близко. Теперь пласты снимаются горизонтально и очень аккуратно. Когда проступают кости – поисковики начинают осторожно перебирать каждый кусочек почвы руками, чтобы после собрать бойца целиком».

Библиотекарь. Работа многих поколений поисковиков нашего города легла в основу созданного в Городском центре детского творчества музея боевой славы «На пути к Победе». Свыше ста тысяч уроженцев Татарстана были награждены орденами и медалями, 187 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 47 человек стали полными кавалерами Ордена Славы. На фронтах погибло свыше триста тысяч человек. Давно отгремели последние залпы второй мировой войны. Так почему же обращаемся мы памятью и сердцем к тем далеким огненным дням? Потому что ни один подвиг наших воинов не должен остаться в забвении. Списков погибших и раненых в Долине смерти нет даже в Центральном архиве Минобороны РФ. Великий полководец Суворов говорил: «Война кончается только тогда, когда будет захоронен последний солдат». Много лет наша страна отмечает победу над фашизмом, но и по сей день продолжается поиск данных тех, кто пал на поле боя.