Звук и буква Ж
(Занятие в старшей логопедической группе)
Лилия САТТАРОВА, Эльмира ШАЙДУЛЛИНА,
учителя-логопеды I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани
Цели:
коррекционно-образовательные:
– уточнить произношение звука [ж];
– закрепить понятие «согласный звук»;
– закрепить умение узнавать и выделять звук [ж] в начале и в середине слова;
– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
– упражнять в звуко-буквенном анализе;
коррекционно-развивающие:
– развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и логического мышления;
– развивать подвижность артикуляционного аппарата и общих речевых навыков;
– развивать умение детей определять последовательность звуков в заданном слове;
– развивать звуко-слоговые представления ребёнка;
– развитие координации речи с движением, мелкой моторики и тактильных ощущений (использование здоровьесберегающих технологий);
коррекционно-воспитательные:
– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности;
– воспитание желания активно работать на занятии.
Оборудование: игрушка «жук», крышечки для звукового анализа, картинки; дидактическая игра «Ромашка», набор счетных палочек, индивидуальные зеркала, мячики-ежики.
Ход занятия
- I. Организационный момент
Учитель-логопед. Ой, ребята, вы слышите, кто то жужжит?
– Кто это?
– Правильно, это жук к нам залетел!
– Как он жужжит? Ж-Ж-Ж. Возьмите зеркало и произнесите звук [ж].
Звук [ж] – согласный (язычок создаёт преграду воздуху), он всегда твёрдый, звонкий. Поэтому мы будем обозначать его синим цветом.
- II. Основная часть
Игра « Поймай звук»
Учитель-логопед. А сейчас давайте мы с вами будем ловить ладошками звук [ж]. Если услышите звук [ж], поймайте его, хлопните в ладоши.
Учитель-логопед (произносит звуки, слоги и слова). Ж, м, б, ж, …; жа, га, жу, ма,…; Женя, живот, молоко, кровать, жираф…
Звуковая схема слова
Учитель-логопед. Молодцы, а сейчас давайте мы выложим звуковую схему слова ЖУК. (Дети из цветных крышек выкладывают звуковую схему слова.) Какой звук [ж]? Согласный, обозначаем его синим цветом. Какой звук [у]? Гласный, а гласный звук всегда обозначаем красным цветом. Какой звук [к]? Твердый согласный, обозначаем его синим цветом.
Игра « Выложи букву из палочек»
Учитель-логопед. Ребята, а вы помните, чем отличаются звуки и буквы? Правильно, звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Посмотрите на букву [ж]:
Эта буква все жужжит
Будто жук она летит
Ведь она издалека
Напоминает нам жука.
Выложите из счетных палочек букву ж.
(Дети выкладывают букву ж.)
Игра « Собери ромашку»
Учитель-логопед. Молодцы, ребята, но почему то наш жук загрустил. Что же случилось? Оказывается, ему подарили ромашку, но подул сильный ветер и все лепесточки разлетелись. Поможем жуку собрать лепесточки? Поможем. Но будьте внимательны, на каждом лепесточке есть картинка. Нам нужно будет взять только те лепесточки, на которых картинки со звуком [ж]. (Дети подходят к столу, отбирают и кладут к серединке ромашки нужные лепесточки.)
– Вот какая красивая ромашка у нас получилась. Давайте еще раз назовем картинки на лепесточках.
– Жук обрадовался и говорит нам большое спасибо!
Игра «Чего не стало?»
Учитель-логопед. А сейчас он хочет поиграть с вами. Жук будет прятать картинку, а вы должны будете угадать кого или чего не стало.
Физминутка
Учитель-логопед. Какие вы молодцы! А сейчас подойдите все ко мне, немного отдохнем.
На поляне, над цветами
Жук летел навстречу с нами: (Дети ходят по кабинету, машут руками.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу. ( Останавливаются, произносят слоги.)
С вами тоже я дружу,
В прятки с вами я играю. (Закрывают руками глаза.)
Низко-низко приседаю. (Приседают.)
Игра с массажными мячиками-ежиками
Учитель-логопед. Ребята, давайте поиграем с мячиками-ежиками. (Каждому ребенку раздаются мячики.)
Этот ежик озорной,
Он колючий весь такой.
Вверх и вниз его катаем,
Наши пальцы развиваем.
1, 2, 3, 4, 5 – снова мы начнем играть!
Игра « Где живет звук?»
Учитель-логопед. Сейчас, ребята, вы должны будете определить место звука [ж] в словах. (Детям раздаются листочки с заданием.) Давайте вспомним, где может жить звук? Правильно, в начале слова, в середине и в конце слова. Перед вами картинки, под каждой картинкой есть звуковая схема. Определите место звука в слове и раскрасьте нужный квадратик синим цветом. Где находится звук [ж] в слове НОЖИ? Правильно, в середине слова. Закрашиваем синим цветом второй квадратик.
Слова: лыжи, жук, живот, пижама, ежик, жаба, ножницы, ножи.
III. Заключительная часть
Учитель-логопед. Жуку очень понравилось как все вы занимались! Но ему пора улетать. До свидания, прилетай к нам еще!
– Ребята, с какой буквой вы сегодня познакомились?
– Какой звук она обозначает?
– Что вам понравилось на этом занятии?