Развитие творческих конструктивных способностей дошкольников средствами бумагопластики

 

Роза МАНСУРОВА,

воспитатель детского сада №181 г. Казани

Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО утверждает создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая позволяет нам не только постигать окружающую действительность, но и видоизменять ее. Творческие возможности проявляются еще в детстве в виде интересных, а порой и оригинальных рисунков, поделок, конструкций, стихотворений и т.п.

Среди многообразия видов детского творчества одно из ведущих мест занимает художественное конструирование из различных материалов.

Термин «конструирование» (от лат. «construere») означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [1].

Конструктивная деятельность является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, который соответствует его функциональному назначению.

Под детским художественным конструированием понимают разнообразные поделки из бумаги, картона, дерева и других материалов, которые, как правило, служат для практического использования (для игр, украшения, подарка и т.д.).

Бумага является доступным и универсальным материалом для детского творчества. Всем детям нравится работать с бумагой, их привлекает легкость придания бумаге любой формы. В процессе обучения приемам работы с бумагой дошкольники от самых простых поделок из бумаги переходят к изготовлению более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.

Конструирование из бумаги является не только увлекательным для дошкольников занятием, но и средством решения многих педагогических задач, в частности, задачи развития детского конструктивного творчества.

Творческое конструирование из бумаги не требует специально оборудованного рабочего места, дорогостоящих материалов и особых приспособлений. Достаточно несколько листов бумаги и минимального набора простых инструментов, которые есть у каждого ребенка. Работая с бумагой, дошкольники легко овладевают целым рядом полезных практических умений и навыков. Владение базовыми техниками работы с бумагой делает процесс создания поделок доступным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности.

Однако закладывание достаточно прочных основ детской творческой деятельности, реализация творческих возможностей дошкольников требует создания определенных педагогических условий. Важно, чтобы умения и навыки, полученные дошкольниками на занятиях по конструированию из бумаги, использовались детьми в ходе реализации собственных замыслов в самостоятельной деятельности. Только в таком случае изготовление простых бумажных поделок введет ребенка в удивительный мир конструктивного творчества.

Наш интерес к данной теме вызван недостаточным вниманием к развитию творческих конструктивных способностей средствами бумагопластики в воспитательно-образовательном пространстве детского сада.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель — изучить особенности развития творческих конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста и разработать цикл занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основным приёмам творческого конструирования из бумаги.

Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумагопластика [1]. Существуют различные виды конструктивного творчества из бумаги: аппликация, фигурки в технике оригами, изделия из бумажных полосок, поделки на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов и т.д.

Изделия в технике бумагопластики выполняются по четкой схеме в определенной последовательности и способствуют освоению детьми самых разнообразных технологий, начиная с простейших конструкторских задач.

Обучение приемам работы с бумагой предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единство решения познавательных, практических и игровых задач. Обучение технике бумагопластики осуществляется «естественным путем», в процессе творческой деятельности. Участие взрослого в создании оригинальных творческих работ осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребенок получает от педагога информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла.

Можно выделить ряд основных технических умений и навыков, необходимых для работы с бумагой. Во-первых, это правила безопасной работы с бумагой, клеем, ножницами. Во-вторых, это навыки работы с бумагой (вырезание, сгибание, склеивание и т.д.). В-третьих, это умения действовать по инструкции в ходе конструктивной деятельности. В-четвертых, это сформированность представлений детей об особенностях различных техник изготовления изделий из бумаги.

Л.А.Парамоновой и О.А.Сафоновой предложена система обучения детей 4 – 7 лет творческому конструированию из бумаги. В основе этой системы лежит овладение дошкольниками обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания». Первоначально перед детьми раскрывают механизм способа конструирования вне контекста изготовления конкретной игрушки, а затем этот способ наполняют конкретным предметным содержанием. Для реализации этой стратегии авторами для каждого возраста отобраны доступные способы конструирования, позволяющие создавать множество различных поделок [1, 2].

Можно условно выделить этапы развития творческого конструирования из бумаги:

1-й этап – изучение детьми свойств бумаги и ее выразительных возможностей (демонстрация приемов работы с бумагой и готовых поделок).

2-й этап – изготовление простой поделки под руководством педагога, с четким соблюдением последовательности выполнения.

3-й этап – самостоятельное создание ребенком простой поделки при пассивном руководстве педагога.

4-й этап – закрепление приемов работы с бумагой в самостоятельной деятельности, игре; практическое использование поделок.

5-й этап – изготовление сложной поделки под руководством взрослого.

6-й этап – самостоятельное создание ребенком сложной поделки при пассивном руководстве педагога.

7-й этап – закрепление приемов работы с бумагой в самостоятельной деятельности, игре; практическое использование поделок.

8-й этап – конструктивное фантазирование.

Таким образом, мы подошли к вопросу практической реализации и проверке выделенных условий и особенностей развития детского конструктивного творчества в процессе работы с бумагой.

С целью практической реализации и проверки выделенных условий и особенностей развития детского конструктивного творчества в процессе работы с бумагой нами была разработана серия занятий «Бумажные идейки», раскрывающих основные этапы создания конструктивного образа из бумаги.

Так, на первом занятии мы познакомили детей с простейшим образцом работы в технике бумагопластики – изготовления цветка ромашка с использованием полосок бумаги. Поделки детей мы прикрепили на большом листе светло-зеленых обоев – получилась импровизированная лужайка с ромашками.

На следующем занятии мы научили детей делать более сложную поделку – божью коровку. Это изделие подразумевало правильное сгибание заготовки и вырезание фигурки божьей коровки, дополнение ее мелкими деталями (точки, глазки). Мы прикрепили получившиеся фигурки божьих коровок между цветами-ромашками на листе светло-зеленых обоев.

На третьем занятии мы познакомили детей с еще одним способом изготовления объемных бумажных изделий в технике бумагопластики – «гармошкой». Получившиеся у детей поделки-бабочки мы прикрепили над цветами-ромашками на нашей импровизированной «лужайке».

Таким образом, в результате проведенной работы детьми были освоены основные приемы работы в технике бумагопластики, а так же оформлен коллаж поделками из бумаги, украсивший интерьер группового помещения.

В целом наблюдения за детьми в процессе изготовления простых поделок привели нас к выводу, что у старших дошкольников еще не сформированы в достаточной мере представления об основных технологических приемах работы с бумагой, конструктивных особенностях изделий из бумаги, средствах художественной выразительности. В общем, старшие дошкольники способны выполнять поделки в технике бумагопластики, но для самостоятельного творчества в этой технике им недостает практического опыта и навыков работы с бумагой (вырезание, сгибание, склеивание).

Следующие три занятия мы отвели на изготовление различных поделок-животных в технике бумагопластики по готовым шаблонам.

Мы предложили детям на выбор заготовки для поделок (фигурки различных животных). Дети, опираясь на заготовку, самостоятельно определили и правильно рассказали последовательность изготовления своих поделок.

Когда дети приступили к изготовлению третьей поделки по готовому шаблону (шестое занятие), мы обратили внимание, что с вырезанием деталей дети справились, за контур почти не выходили, линия отреза получалась у большинства из них ровной. Дети сумели самостоятельно и правильно согнуть крупные детали и приклеить мелкие детали в нужных местах.

Если большинство старших дошкольников в начале эксперимента не могли самостоятельно придерживаться всех этапов выполнения поделки, то в процессе обучения они овладели умением действовать по инструкции. Это позволяет заключить, что в старшем дошкольном возрасте дети способны не только усвоить элементарные приемы работы с бумагой, но и придерживаться достаточно сложной последовательности действий для получения определенного конструктивного образа.

Детям понравилось делать поделки в этой технике, понравились получившиеся животные.

На следующих занятиях мы не давали детям готовых заготовок для изготовления животных из бумаги.

Вместо этого на седьмом занятии мы показали детям процесс изготовления лягушки из прямоугольников зеленой бумаги, склеенных в цилиндры. Два цилиндра (больший и меньший) склеиваются вместе — получается голова и тело. Вырезаются лапки-треугольнички, приклеиваются. Вырезаются кружочки-глазки из белой бумаги, дорисовываются черные зрачки, наклеиваются. Вот и получается лягушка.

Далее предложили детям самостоятельно сделать маленьких цыплят: из желтой бумаги вырезать два прямоугольника, сложить каждый из них в кольцо и склеить; склеить между собой голову и туловище цыпленка. Пока клей подсыхает, вырезать хвостик, лапки и клювик (треугольники разного размера), приклеить их на заготовку, нарисовать глазки.

На девятом занятии мы показали детям как можно из цилиндра или конуса сделать множество различных животных с помощью деталей: ушей, лап, хвостов, клювиков, мордочек. Затем дети выбрали себе животное, вырезали основные детали и склеили их. Пока клей подсыхал, дети с помощью педагога нарисовали и вырезали дополнительные детали — мордочки, уши, лапы, хвосты, отмечали места их расположения. Затем дети приклеили детали на отмеченные места. В конце занятия дети рассматривали свои поделки, обсуждали их.

На десятом занятии дети выбрали животное, которое они будут делать, подобрали цвет бумаги, вырезали основные и дополнительные детали, наклеили их на основу. По итогам последнего занятия нам удалось установить, что большая часть детей не только оказались способными придумать самые разные образы на основе основных элементов в технике бумагопластики, но и изготовить их, добавляя дополнительные элементы.

Характеризуя результаты этих занятий, важно указать, что в основном дети справились с предложенными заданиями. Все дети смогли выполнить образ того или иного животного в технике бумагопластики. Конечно, не все операции легко давались детям, но у них было огромное желание и упорство, которые позволили довести начатое дело до конца, а это уже показатель творческого начала. Те шероховатости, которые проявлялись в процессе занятий, есть свидетельство о пробелах в опыте, но не в готовности способности детей конструировать и творить.

Наблюдая за детьми, мы отметили следующее. Во-первых, дети намного смелее действовали с бумагой, чем в начале нашего эксперимента. Во-вторых, дети стали значительно самостоятельнее в процессе конструктивной деятельности с бумагой, стали лучше придерживаться инструкции, корректировать свои движения, замечать и исправлять ошибки, помогать друг другу. В-третьих, некоторые из детей начинали конструктивно фантазировать, а именно, придумывать новые элементы в образе, и хотя эти изменения пока незначительны и в основном совершались на последних этапах работы, но сам принцип, что дети не только усваивают уже устоявшуюся последовательность создания образа¸ но и стремятся придать ему какую-то индивидуальность.

Таким образом, применение в работе с дошкольниками различных техник работы с бумагой представляет возможность повысить уровень развития конструктивных умений и художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Однако следует иметь в виду, что художественно-конструктивное творчество – длительный, сложный и системный процесс, который требует от педагога планомерности и целенаправленности, а также четкого руководства.

Без определенной технической базы, необходимой для овладения искусством бумагопластики, невозможно добиться от ребенка собственного творчества. Поскольку только на основе конструктивного опыта, складывающегося благодаря регулярной и кропотливой работе с бумагой, можно активизировать творческий потенциал дошкольников.

В процессе изучения техники бумагопластики дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Данные виды конструирования помогают детям изучить свойства бумаги, специфику преобразования форм, получить представления о симметрии и пропорциях. Развиваются навыки работы с ножницами и клеем. Дошкольники овладевают приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания бумаги, склеивания и приклеивания деталей, в результате чего возникает новая объемная форма.

На практике была доказана эффективность предложенной серии занятий, позволяющей выявить различные стороны творческого становления детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения приемами работы с бумагой, представляющее единство трех взаимосвязанных звеньев:

– обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия поделок;

– стимулирование художественно-творческой деятельности;

– обучение различным техникам работы с бумагой.

Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующий вывод: результатом обучения дошкольников техникам работы с бумагой стало овладение детьми умениями и навыками создания новых оригинальных поделок, реализации собственных замыслов путем внесения изменений и осуществления разнообразного комбинирования известных операций. Иными словами, результатом обучения дошкольников технике бумагопластики стала сформированность у них художественно-конструктивных умений, которые лежат в основе конструктивного творчества.