Разносклоняемые существительные
(Урок по русскому языку в 6 классе)
Мария КОКШИНА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №68 г. Казани
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной;
содержательные: дать представление о разносклоняемых существительных; научить распознавать такие слова.
Планируемые результаты:
личностные: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, уметь понимать и сопереживать чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
познавательные УУД:
– уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные УУД:
– уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;
– работать по коллективно составленному плану;
– оценивать правильность выполнения действия;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;
коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Предметные результаты:
– самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний, обобщение и умение делать выводы;
– умение находить разносклоняемые существительные; умение структурировать полученные знания.
Методы и приёмы: системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап
|
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Львовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Наш сегодняшний урок я бы хотела начать со стихотворения. Прослушайте стихотворение, определите, о чем оно? К чему призывает нас автор? Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий. В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки. Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык! Мы сегодня как раз и попытаемся продолжать беречь наш язык. Давайте проверим, насколько хорошо вы владеете русским языком. |
Приветствие одноклассников
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Мобилизация
|
– Ребята, что у меня в руках? (Лупа) Как бы вы определили значение этого слова? Какие прилагательные вы можете к этому предмету подобрать? На каких учебных предметах вы можете использовать лупу? Кто из литературных героев также может пользоваться лупой?
– Сегодня мы с вами также побываем в роли сыщиков. Сегодня к нам в детективное бюро пришло письмо с шифром, который мы должны разгадать. Откройте его. – Кому-нибудь понятно о чем этот шифр? – По мере выполнения заданий, я надеюсь, мы разгадаем этот шифр. |
Ответы детей.
Сегодня к нам доставили необычный шифр, давайте попробуем его разгадать
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний
|
– Итак, первое задание, которое натолкнет нас на первую разгадку шифра будет игра в крестики-нолики.
– Вы на прошлом уроке начали изучать теме «Имя существительное». Возьмите листы с игровым полем. Я буду проговаривать условие задачи, если она будет верна, то ставим +, если неверно – минус. Существительное – часть речи, которое обозначает признак предмета. У существительных есть 8 падежей. Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? О чем? У существительных выделяют 2 склонения. Олово окно относится ко 2 склонению 1. 3 склонение имеет окончание о 2. Слово мама относится к 1 склонению 3. Слово мышь 2 склонения 4. Слово время относится к 1 склонению – Проверяем, что у вас получилось. Возьмите оценочные листы, подпишите их. Где у вас написано задание, ставим цифру один. – Проверяем по доске, если вы выполнили все верно, то ставим 3 балла, если есть одна ошибка- 2 балла, если 2 ошибки — один балл .Проставляем баллы. – Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? У кого в 9 задании есть ошибки? – Объясните, почему слово время не относится к 1 склонению? – Посмотрите внимательно на слово время. Какое окончание оно имеет? – Для какого склонения оно свойственно? (для 1) – А род какой? Для какого склонения свойственен средний род? (для 2) – На ваш взгляд, как бы могло называться данное склонение? – То есть это слова, которые склоняются по разному. – Открываем ваши тетради, записываем число, классная работа. Записываем тему урока. – Определяем тему урока: Разносклоняемые существительные. Записать в тетрадь тему. Цель: дать представление о разносклоняемых существительных –Итак, что у нас будет записано в первой части шифра? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения
|
– Ребята, а вы любите проводить опыты? Давайте проведем с вами эксперимент. Проведем эксперимент. Перед вами представлена таблица . Вам надо просклонять по падежам слово время. На это вам 1 мин.
– Проверяем, выставляем баллы. Если все сделано верно, то ставим 2 балла, если есть ошибки, то 1 балл. – Посмотрите еще раз внимательно на ваши записи. С каким склонением схожи разносклоняемые существительные в р., д., п.падежах? – Итак, что мы можем записать в шифр? – Для того чтобы дальше разгадать наш шифр, давайте откроем ваши учебники на тему разносклоняемые существительные. Теперь возьмите карандаши и подчеркните те слова, которые вам непонятны. – Разбираем непонятные слова. – Ребята, а какого рода могут быть разносклоняемые существительные. Давайте запишем их в наш шифр. – К среднему роду какие слова будут относится? (на мя), а к мужскому роду какое слово? (путь). Запишем это в ваши шифры. |
Заполняют по группам.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Если вы слышите существительное
1-е склонение – поднимаем руки, 2-е склонение – прыжок на месте, 3-е склонение – присаживаемся, разносклоняемые существительные – руки в стороны 1-е скл.: юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка 2-е скл.: пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик, дерево, корабль, медведь 3-е скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь Разноскл.: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь |
Ответы детей
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Коммуникация
|
– У нас с вами остался один неразгаданный шифр. Давайте и его разгадаем. Ребята, я уверена, что вы любите историю и литературу. Поэтому следующее задание будет связано именно с этим.
– Восстановите текст, используя разносклоняемые существительные на мя. Например, В стародавнее древнее (время) В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое… Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевали седло и … – Необразованное было это … Как малое дитя. – Давайте проверим. Если вы все определили правильно, ставим 3 балла, если 1 ошибка — 2 балла, если 2 ошибки — 1 балл. – Обратите внимание на последнее слово. Как вы думаете к какому склонению оно относится? – А как будет выглядеть это слово в родительном падеже? – Если вы не знаете, как изменяется слово, куда мы должны обратиться? (в словарики). – У вас на столах лежат словари, та команда, которая быстрее найдет и скажет, как выглядит это слово в родительном падеже, получит по 1 баллу. – Давайте впишем это слово в наш шифр.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Взаимопроверка, взаимоконтроль
|
– А теперь давайте проверим, как же хорошо вы поняли наш шифр. Для этого поработаем с ромашкой.
– Один ученик выбирает лепесток и задает вопрос классу. Дети из класса дают свои ответы, за что получают баллы. Баллы ставит себе и тот, кто отвечал, и тот, кто задавал вопрос (по 1 баллу) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия
|
Рефлексивная мишень
Дети оценивают свою работу на уроке по 5 бальной шкале.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Домашняя работа | Стр. 136 выучить правило, упр. 255. Сочинить стихотворение, используя разносклоняемые существительные |