Формирование здорового образа жизни школьников на уроках физической культуры на основе образовательных компетенций

Резеда ГАРИФЗЯНОВА,

учитель физической культуры средней школы №101 им. П.А. Полушкина – Центра образования г. Казани

Надежда Ермакова

учитель физической культуры средней школы №22 – Центра образования г. Казани

Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне.

Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 10% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Высокая интенсивность учебного процесса часто не соответствует возможностям детского организма, а формы ею организации способствуют развитию гиподинамии, что приводит к росту нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и их следствию — различным формам девиантного поведения.

Гуманизация общества и школы формирует новую педагогическую парадигму. Педагогическая наука отвечает её основные параметры: гуманизм, личностно — ориентированный подход, интерактивные и инновационные методы и технологии. Стратегическая цель образования — способствовать развитию и самоактуализации учащихся. Овладение знаниями, умениями и навыками рассматривается как средство для такого развития. Таким образом, и внешняя ситуация, связанная с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей, и интрапроцессы в теории и практике педагогики ставят систему образования перед необходимостью активного внедрения воспитания культуры здоровья как важнейшей стратегической составляющей целостного педагогического процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей и следующих поколений россиян. Не только дискретные здоровьесберегающие технологии, отдельные школы — центры здоровья, но и все структуры системы образования, все аспекты целостного учебно-воспитательного процесса нужно нацелить на формирование культуры здоровья.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Необходимо менять ориентиры в системе образования, и сверхзадачей любою урока, любых взаимоотношений школы и школьника, любого административного начинания должна быть установка (как у врача) – «не навреди» физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.

В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в учреждениях образования: профилактический, методический и формирование здоровой личности.

Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья воспитуемых; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, – сфера деятельности классных руководителей и школьных медицинских работников, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, труда и др.

Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение учащихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; формирование мотивации к самоактуализации и обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель – создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для учащихся.

Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, аттрактивная функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.

Третий подход – формирование здоровой личности. Он включает в себя оба выше названных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, введение физкультпауз; развитие системы спортивных секций; вовлечение учащихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями медицинских работников и социальных педагогов, психологов, всех учителей и воспитателей, методистов законодательных органов и администраций всех уровней.

Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.

Формирование культуры здоровья, ценности здоровья и здорового образа жизни занимает большое место в содержании образования школ, работающих над решением проблемы сохранения здоровья учащихся. Работа по данному направлению активно ведется учителями начальных классов, учителями предметниками, учителями физической культуры, классными руководителями совместно с родителями. Необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью.

Исходя из задачи сохранения здоровья учащихся целесообразно дать учащимся определенные, основательные знания, направленные на воспитания сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике.

Существует огромное количество определения здоровья. Раньше говорили здоровье – это отсутствие болезни в организме. По определению Всемирной организацией здравоохранения оно звучит так: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе определяется: учебными программами по физической культуре; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Уроки физической культуры должны быть поставлены в расписание так, чтобы приносить максимальную пользу занимающимся. Для этого необходимо, чтобы перерыв между занятиями был достаточно для восстановления ребёнка, уроки должны проводиться как минимум через день.

Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.

В режиме учебного дня должна предусматриваться гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные перемены, ежедневный спортивный час в режиме ГПД. Во внеурочное время планируется проведение спортивных праздников и занятий в спортивных секциях. Ежемесячно организуются дни здоровья, в каникулярное время – спортивные каникулы или спортивные лагеря для отдыха детей.

Гимнастика до учебных занятий (утренняя гимнастика), с которой должен начинаться учебный день, является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Её цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействует на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу. Наряду с этим гимнастика для занятий способствует организованному началу учебному дня и содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, формированию правильно их выполнения.

Утренняя гимнастика укрепляет здоровье. Повышает сопротивляемость организма к заразным, простудным заболеваниям, содействуют воспитания правильной осанки. Комплексы упражнений разучиваем на уроках, классных часах, родительских собраниях. Упражнения в комплексе утренней гимнастики разнообразны. Выполняя их, мы заставляем работать различные группы мышц, развиваем силу, гибкость, ловкость, приобретаем красивую осанку. Занятие гимнастикой улучшает осанку.

Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках. Физкультурные минуты – это активный отдых, который проводиться на общеобразовательных уроках, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статистической нагрузки, активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала.

Бег с этой точки зрения является наиболее доступным и эффективным видом физических упражнений, ибо при этом человек расходует в несколько раз больше энергии, чем при занятиях гимнастикой.

Во время бега одновременно работают различные мышечные группы, значительно активизируется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что оказывает высокий тренирующий эффект на организм. Регулярные занятия бегом предотвращают нарушения обмена веществ и самые распространённые заболевания современности — сердечно-сосудистые.

Прогулки на лыжах за городом, в лесу — прекрасное средство, развивающее физические качества человека, улучшающее деятельность всех систем организма, повышающее его устойчивость к холоду. Ходить на лыжах полезно всем.

Купание и плавание – самые любимые наши водные процедуры. Пребывание в воде оказывает закаливающее влияние на организм. Механическое раздражение нервных окончаний и мышц, которое происходит при плавании, является своеобразным массажем. Давление воды, препятствующее вдоху и выдоху, создает тренирующую нагрузку на дыхательный аппарат. Плавание развивает мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, активизирует обмен веществ.

Формы и размеры тела, фигура в целом и даже правильная, слаженная работа всех органов и систем организма во многом зависят от состояния мышечной системы человека, которая составляет около 40 % веса его тела. Слабые мышцы – это не только некрасивая фигура, неправильная осанка, это и отсутствие крепкого мышечного «корсета», который поддерживает в правильном положении внутренние органы, во многом определяет их состояние. Хорошим подспорьем в этом может быть атлетическая гимнастика, т. е. занятие с отягощениями. Занятия атлетической гимнастикой обязательно сочетайте с занятиями ходьбой, плаванием и бегом.

Каждая девушка хочет быть не только здоровой, но и красивой, стройной, обаятельной. Желая быстро достигнуть результата, многие нередко увлекаются различными модными диетами, гимнастикой йогов и т. п.

Главный секрет красоты и грации в самом образе жизни, который должна вести девушка, не ‘желающая расставаться с стройностью, привлекательностью. А этот образ жизни немыслим без строгого режима, правильного и весьма ограниченного питания, закаливания и регулярных занятий спортом и физической культурой.

Литература

  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузки /Под. ред. А.Г.Хрипковой, М.Ф.Андропова. – М.,1982.
  2. Гринко М. Если хочешь быть здоров / изд-ство «Плакат». – М., 1984. – 20 с.
  3. Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут на уроках /Сост. С.А.Баранцев, Г.В.Береуцин, В.П.Богословский и др. – М., 1983.
  4. Николаичева И.М., Фищенко А.В., Механюк Л.В., Сазонова М.А., Молкаева А.В. Программа дополнительного образования по физической культуре для школ полного дня. – М., 2005. – 175 с.