Сравнение плоскостной и объёмной фигур. Круг и шар
(Интегрированное занятие по сенсорному развитию в средней группе)
Гузель ГАЛИМУЛЛИНА,
воспитатель детского сада № 6 «Теремок» г. Мамадыш
Цель: показать детям способ сравнения круга и шара.
Доминирующая образовательная область: познавательная.
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная (вырезание геометрических фигур).
Методы и приемы реализации содержания занятия
— наглядные (демонстрация фигур, исследование, сравнение, игры);
— словесные (рассказ о сходствах и различиях фигур — круг и шар);
— практические (тактильное распознавание фигур «круг», «шар»; определение их свойств; игра с мячом).
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие — дети узнают о возможностях использования круга и шара в жизни человека;
познавательное развитие: сравнение плоскостной и объёмной фигур. Круг и шар;
речевое развитие: расширение активного словаря (плоская, объёмная фигура);
физическое развитие: развитие двигательной активности в играх с мячом.
Образовательные задачи:
— закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, шар;
— показать детям способ сравнения круга и шара;
— учить называнию и сравнению геометрических фигур и форм по двум признакам: цвет и величина;
— упражнять в счёте в пределах пяти;
— учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению;
— закрепить умение детей разбивать группу предметов по цвету;
— продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерностей.
Развивающие задачи:
— развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач;
— продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением, умению аргументировать свои высказывания;
— способствовать развитию любознательности;
— развивать внимание детей;
— развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные способности;
— формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности.
Воспитательные задачи:
— воспитывать познавательный интерес к математике;
— формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия;
— воспитывать стремление к культурному общению, сотрудничеству в коллективе.
Планируемые результаты:
— сформированы представления о плоскостных фигурах- круг и шар;
— способен отличать плоскостные фигуры круг и шар, находить цветовые соответствия предметов, умеет считать предметы до 5, принимает активное участие в игре;
— сосредоточенно действует на протяжении всего занятия, может поддерживать беседу, рассуждает, высказывает свою точку зрения.
Организация среды для проведения образовательной деятельности:
Раздаточный материал:
образцы плоскостных и объёмных фигур, вырезанных из картона круг и в форме игрушек (шары, мячи), ножницы, набор игрушек «Мыльные пузыри», макет автобуса.
Инвентарь для исследования: сосуд с водой, образцы плоскостных и объёмных фигур, подносы, салфетки.
Демонстрационный материал:
игрушка «автобус», набор объёмных фигур.
Техническое оборудование: интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
— закрепление навыков счёта до пяти, пространственных отношений;
— игры с мячом;
— вырезание фигур ножницами по шаблону;
— рассматривание фигур «круг» и «шар».
— знакомство с «волшебными словами» по культуре общения.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
— активность;
— самостоятельность;
— взаимодействие со сверстниками и взрослым;
— эмоциональность;
— проявление волевых усилий.
Структура занятия
- Вводная часть. Введение в тему. (1 мин)
- Основная часть.
- Актуализация ранее приобретенных знаний.
— 1 станция «Выбирай- ка». Распознавание фигур круг, шар. (5 мин)
- Добывание нового знания.
— 2 станция «Угадай- ка». Плоскостная фигура круг и объёмная фигура шар. (3 мин)
— 3 станция «Поиграй- ка» (Физминутка).(3 мин)
— 4 станция «Искупай- ка». Сравнение свойств плоскостной фигуры круг и объёмной фигуры шар. (4 мин)
III. Заключительная часть.
— 5 станция «Повторяй- ка». Анализ и самоанализ деятельности детей.
(2 мин)
— «Весёлый салют». Сюрпризный момент. (2 мин)
Конспект занятия образовательной деятельности
- Вводная часть.
Введение в тему.
— Ребята, сегодня мы отправимся в весёлое путешествие. А на чём мы отправимся? Вы сейчас узнаете.
- Основная часть.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний.
1 станция «Выбирай- ка»
— Перед нами первая станция «Выбирай- ка». Ребята, а что это у нас на столе? (автобус). Будем путешествовать сегодня на автобусе. Посмотрите, пожалуйста, без какой детали наш автобус не сможет двигаться? (без колеса).
-Правильно, а на какую геометрическую фигуру похоже колесо? (Круг). Колесо поможет нам разгадать загадки круга.
— Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно вырезать круг из бумаги. Берите ножницы- и за дело! (воспитатель знакомит детей с техникой безопасности при работе с ножницами).
— У вас получились отличные круги. Назовите предметы, которые похожи на ваш круг. (Руль, тарелка, часы, блин, пуговица).
— А теперь поиграем с кругом: покатайте его (получается?), спрячьте в ладошку (получается?). Почему у вас это получилось? (он маленький). Да, но самое главное- он не толстый, а ровненький.
— Такие фигуры называются плоскими. Повторим хором — это новое слово: (плос- ки- ми).
— Ребята, мы не сможем поехать дальше, пока не приклеим наши колёса на автобус.
-Молодцы, все справились!
А теперь нас ждёт следующее задание, вы с закрытыми глазами, должны наощупь найти геометрическую фигуру, похожую на колесо. Это будет вашим билетом. (Дети с завязанными глазами отыскивают на подносе фигуру «круг»).
— Как называется эта фигура? (Круг). Ребята вы отлично справились и с этим заданием.
— Мы отправляемся к новой станции «Угадай — ка».
2.2 Добывание нового знания.
2 станция «Угадай- ка»
— На станции нас ждёт таинственный мешок — откроем его. Ребята найдите среди этих игрушек (кубик, конус, цилиндр, 6 мячей и т.д.) похожий на круг.
— Назовите предметы, которые похожи на шар (апельсин, арбуз, мяч, лампа, помидор).
— Молодцы! Давайте посчитаем, сколько у нас мячей (считают хором до пяти).
— Поиграем с мячиком: покатайте его вперёд, покатайте его назад, покатайте его вокруг себя). Получается? Почему? (Он круглый, надутый).
Такие фигуры называются объёмными. Повторим хором — это новое слово: (объ- ём- ный).
— Что общего у этих мячей? (Они круглые, объёмные).
— А чем они отличаются? (Они разные по цвету).
— А теперь попробуйте закрыть мячик ладошками. Получается? Почему не получается? (Он большой, круглый, надутый, объёмный).
Вы замечательно справились с заданием. Дальше отправляемся в путь.
3 станция «Поиграй- ка»(Физминутка)
Встав в круг, дети передают свой мяч товарищу справа, который получит его только в ответ на просьбу «Дай, пожалуйста» и поблагодарит «Спасибо». Начинает игру воспитатель со словами: «Дай, пожалуйста, мячик».
— А теперь послушайте стихотворение и повторяйте мои движения:
Раз, два, три, четыре, пять-
Любит мячик поскакать.
Я за мячиком лечу-
Удержать его хочу. (Дети прыгают с мячом, потом делают 3 удара им об пол).
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания (Исследование).
4 станция «Искупай- ка».
— А вот и 3 станция «Искупай- ка».
– На столе вырезанные из бумаги круги и шары. Попробуем «искупать» их: положите круги в воду, опустите на дно.
— Что с ними произошло? (Они утонули). Почему это произошло (Они бумажные, мокрые).
— Попробуем «искупать» мячики, опустив их в воду. Что с ним происходит? (Он не тонет, выпрыгивает).
— Почему мяч не тонет? Что у него внутри? (Воздух).
— Верно, он объёмный, не тонет, потому что у него внутри воздух.
III. Заключительная часть. Анализ и самоанализ деятельности детей.
5 станция «Повторяй- ка»
— Следующая станция «Повторяй- ка». Нужно вспомнить, с какими фигурами мы играли? (Круг, шар).
— Что нового вы узнали про круг и про шар? Я начну, а вы продолжите мои слова, поможете мне.
— Мы узнали, что круг (какой?- … плоский или объёмный). Мы узнали, что шар (какой?-… плоский или объёмный).
Сюрприз «Весёлый салют!»
— Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Поэтому вас ожидает сюрприз.
— Что это? (Мыльные пузыри). Почему мы выбрали именно пузыри? (Потому что они похожи на шарики). Сделаем салют из мыльных пузырей. Чей салют будет самый красивый?
— У нас получился большой салют. А мыльные пузыри- в подарок вам за весёлое путешествие.