Сравнение плоскостной и объёмной фигур. Круг и шар

 

(Интегрированное занятие по сенсорному развитию в средней группе)

Гузель ГАЛИМУЛЛИНА,

воспитатель детского сада № 6 «Теремок» г. Мамадыш

Цель: показать детям способ сравнения круга и шара.

Доминирующая образовательная область: познавательная.

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная,  продуктивная (вырезание геометрических фигур).

Методы и приемы реализации содержания занятия 

наглядные (демонстрация фигур, исследование, сравнение, игры);

— словесные (рассказ о сходствах и различиях фигур — круг и шар);

— практические (тактильное распознавание фигур «круг», «шар»; определение их свойств; игра с мячом).

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие — дети узнают о возможностях использования круга и шара в жизни человека;

познавательное развитие: сравнение плоскостной и объёмной фигур. Круг и шар;

речевое развитие: расширение активного словаря (плоская, объёмная фигура);

физическое развитие: развитие двигательной активности в играх с мячом.

Образовательные задачи:

— закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, шар;

— показать детям способ сравнения круга и шара;

— учить называнию и сравнению геометрических фигур и форм по двум признакам: цвет и величина;

— упражнять в счёте в пределах пяти;

—  учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению;

— закрепить умение детей разбивать группу предметов по цвету;

— продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

Развивающие задачи:

— развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач;

— продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением, умению аргументировать свои высказывания;

— способствовать развитию любознательности;

— развивать внимание детей;

— развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные способности;

— формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

— воспитывать познавательный интерес к математике;

— формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия;

— воспитывать стремление к культурному общению, сотрудничеству в коллективе.

Планируемые результаты:

— сформированы представления о плоскостных фигурах- круг и шар;

— способен отличать плоскостные фигуры круг и шар, находить цветовые соответствия предметов, умеет считать предметы до 5, принимает активное участие в игре;

— сосредоточенно действует на протяжении всего занятия, может поддерживать беседу, рассуждает, высказывает свою точку зрения.

Организация среды для проведения образовательной деятельности:

Раздаточный материал:

образцы плоскостных и объёмных фигур, вырезанных из картона круг  и в форме игрушек (шары, мячи), ножницы, набор игрушек «Мыльные пузыри», макет автобуса.

Инвентарь для исследования: сосуд с водой, образцы плоскостных и объёмных фигур, подносы, салфетки.

Демонстрационный материал:

игрушка «автобус», набор объёмных фигур.

Техническое оборудование: интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:

— закрепление навыков счёта до пяти, пространственных отношений;

— игры с мячом;

— вырезание фигур ножницами по шаблону;

— рассматривание фигур «круг» и «шар».

— знакомство с «волшебными словами» по культуре общения.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

— активность;

— самостоятельность;

— взаимодействие со сверстниками и взрослым;

— эмоциональность;

— проявление волевых усилий.

Структура занятия

  1. Вводная часть. Введение в тему. (1 мин)
  2. Основная часть.
  3. Актуализация ранее приобретенных знаний.

— 1 станция «Выбирай- ка». Распознавание фигур круг, шар. (5 мин)

  1. Добывание нового знания.

— 2 станция «Угадай- ка». Плоскостная фигура круг и объёмная фигура шар. (3 мин)

— 3 станция «Поиграй- ка» (Физминутка).(3 мин)

— 4 станция «Искупай- ка». Сравнение свойств плоскостной фигуры круг и объёмной         фигуры шар. (4 мин)

III. Заключительная часть.

— 5 станция «Повторяй- ка». Анализ и самоанализ деятельности детей.

(2 мин)

— «Весёлый салют». Сюрпризный момент. (2 мин)

Конспект занятия образовательной деятельности

  1. Вводная часть.

Введение в тему.

— Ребята, сегодня мы отправимся в весёлое путешествие. А на чём мы  отправимся? Вы сейчас узнаете.

  1. Основная часть.

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний.

1 станция «Выбирай- ка»

— Перед нами первая станция «Выбирай- ка». Ребята, а что это у  нас на столе? (автобус). Будем путешествовать сегодня на автобусе. Посмотрите, пожалуйста, без какой детали наш автобус не сможет двигаться? (без колеса).

-Правильно, а на какую геометрическую фигуру похоже колесо? (Круг). Колесо поможет нам разгадать загадки круга.

Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно  вырезать круг из бумаги. Берите ножницы- и за дело! (воспитатель знакомит детей с техникой безопасности при работе с ножницами).

— У вас получились отличные круги. Назовите  предметы, которые похожи на ваш круг. (Руль, тарелка, часы, блин, пуговица).

— А теперь поиграем с кругом: покатайте его (получается?), спрячьте в ладошку (получается?). Почему у вас это получилось? (он маленький). Да, но самое главное- он не толстый, а ровненький.

— Такие фигуры называются плоскими. Повторим хором — это новое слово: (плос- ки- ми).

— Ребята, мы не сможем поехать дальше, пока  не  приклеим наши колёса на автобус.

-Молодцы, все справились!

А теперь нас ждёт следующее задание, вы с закрытыми глазами, должны наощупь найти геометрическую фигуру, похожую на колесо. Это будет вашим билетом. (Дети с завязанными глазами отыскивают на подносе фигуру «круг»).

— Как называется эта фигура?  (Круг). Ребята вы отлично справились и  с этим заданием.

— Мы отправляемся к новой станции «Угадай — ка».

2.2 Добывание нового знания.

2 станция «Угадай- ка»

— На станции нас ждёт  таинственный мешок — откроем его. Ребята найдите среди этих игрушек (кубик, конус, цилиндр, 6 мячей и т.д.) похожий на круг.

— Назовите  предметы, которые похожи на шар (апельсин, арбуз, мяч, лампа, помидор).

— Молодцы! Давайте посчитаем, сколько у нас мячей (считают хором до пяти).

— Поиграем с мячиком: покатайте его вперёд, покатайте его назад, покатайте его вокруг себя). Получается? Почему? (Он круглый, надутый).

Такие фигуры называются объёмными. Повторим хором — это новое слово:  (объ- ём- ный).

— Что общего у этих мячей? (Они круглые, объёмные).

— А чем они отличаются? (Они разные по цвету).

— А теперь попробуйте закрыть мячик ладошками. Получается? Почему не получается? (Он большой, круглый, надутый, объёмный).

Вы замечательно справились с заданием. Дальше отправляемся в путь.

3 станция «Поиграй- ка»(Физминутка)

Встав в круг, дети передают свой мяч товарищу справа, который получит его только в ответ на просьбу «Дай, пожалуйста» и поблагодарит «Спасибо». Начинает игру воспитатель со словами: «Дай, пожалуйста, мячик».

— А теперь послушайте стихотворение и повторяйте мои движения:

Раз, два, три, четыре, пять-

Любит мячик поскакать.

Я за мячиком лечу-

Удержать его хочу. (Дети прыгают с мячом, потом делают 3 удара им об пол).

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания (Исследование).

4 станция «Искупай- ка».

— А вот и 3 станция «Искупай- ка».

– На столе вырезанные из бумаги круги и шары. Попробуем «искупать» их: положите круги в воду, опустите на дно.

— Что с ними произошло? (Они утонули). Почему это произошло (Они бумажные, мокрые).

— Попробуем «искупать» мячики, опустив их в воду. Что с ним происходит? (Он не тонет, выпрыгивает).

— Почему мяч не тонет? Что у него внутри? (Воздух).

— Верно, он объёмный, не тонет, потому что у него  внутри воздух.

III. Заключительная часть. Анализ и самоанализ деятельности детей.

5 станция «Повторяй- ка»

— Следующая станция «Повторяй- ка». Нужно вспомнить, с какими фигурами мы играли? (Круг, шар).

— Что нового вы узнали про круг и про шар? Я начну, а вы продолжите мои слова, поможете мне.

— Мы узнали, что круг (какой?- … плоский или объёмный). Мы узнали, что шар (какой?-… плоский или объёмный).

Сюрприз «Весёлый салют!»

— Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Поэтому вас ожидает сюрприз.

— Что это? (Мыльные пузыри). Почему мы выбрали именно пузыри? (Потому что они похожи на шарики). Сделаем салют из мыльных пузырей. Чей салют будет самый красивый?

— У нас получился большой салют. А мыльные пузыри- в подарок вам  за весёлое путешествие.