Психологический комфорт и безопасность дошкольников
Дина САЛИМОВА,
старший воспитатель детского сада № 181 г. Казани
В настоящее время проблема формирования развитой личности подрастающего поколения являются одной из общих задач современного общества.
ДОУ, как социальный институт со своей образовательной средой решает важные задачи воспитания, обучения и формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Одной из таких задач является создание условий психологического комфорта, психологической безопасности, ведь забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – это не просто модная тенденция, а это национальный приоритет, забота о растущим человеке и безопасности нации завтра.
Проблемы психологической безопасности образовательной среды ДОУ предполагают собой охрану физического и психического здоровья дошкольников, обеспечивают отсутствие угроз или возможность надежной защиты от них.
К основным источникам угроз психологической безопасности дошкольников отностится внешние и внутренние факторы. Вот некоторые из них:
внешние:
– манипулирование детьми;
– индивидуально-личностные отношения;
– несоблюдение гигиенических требований;
– интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки;
– однообразное и плохое питание;
– недооценка значения закаливания и др.;
внутренние:
– отсутствие автономности;
– негативное поведение;
– сформировавшееся в семье;
– патология физического развития и др.
В связи с этим в ДОУ должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической безопасности детей, т.е. “психологический комфорт”. Вот некоторые его составляющие:
– спокойная эмоциональная обстановка;
– стабильный распорядок дня;
– комфортность предметно-развивающей среды;
– доброжелательный стиль поведения педагога;
– добрые традиции.
Внешне комфортное состояние дошкольника можно определить следующим образом:
– активность;
– спокойствие;
– жизнерадостность;
– чувство удовольствия;
– легкость и инициативность;
– решительность и т.д.
Дискомфорт проявляется в другом:
– вялость;
– робость;
– неуверенность;
– тревожность;
– безинициативность;
– агрессивность и т.д.
Среди всех направлений комфортности, психологической безопасности дошкольников, нельзя не отметить взаимосвязь ДОУ с семьей, которая как основная ячейка общества выполняет важные функции и является “проводником” первичной социализации.
В процессе взаимодействия ДОУ и семьи имеют значение такие положения как:
– развитие родительской рефлексии;
– отказ от нравоучительного тона;
– учет личного опыта родителей;
– подвижность и вариативность содержания форм, методов работы с семьей (конференции, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, игры, посещение семьи и т.д.).
Эффективность всей работы ДОУ и семьи зависит от профессионально организованной работы педагога, психолога, администрации и требует наличие психолого-педагогических знаний в выстраивании дифференцированного взаимодействия.
Таким образом, рассмотрев проблему “психологического комфорта” и безопасности ребенка в ДОУ, нельзя не вспомнить высказывание В.А.Сухомлинского: “Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиеническим норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это – прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Список литературы
- Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду //Дошкольное образование. – №12. – 2002.
- Бабаева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. – М., 2011.
- Гурьева Д.Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса. – М., 2014.
- Митин А.Е., Митин Е.А., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии в формировании конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре: монография. – М., 2011.