Психологический комфорт и безопасность дошкольников

Дина САЛИМОВА,       

старший воспитатель детского сада № 181 г. Казани

В настоящее время проблема формирования развитой личности подрастающего поколения являются одной из общих задач современного общества.

ДОУ, как социальный институт со своей образовательной средой решает важные задачи воспитания, обучения и формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Одной из таких задач является создание условий психологического комфорта, психологической безопасности, ведь забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – это не просто модная тенденция, а это национальный приоритет, забота о растущим человеке и безопасности нации завтра.

Проблемы психологической безопасности образовательной среды ДОУ предполагают собой охрану физического и психического здоровья дошкольников, обеспечивают отсутствие угроз или возможность надежной защиты от них.

К основным источникам угроз психологической безопасности дошкольников отностится внешние и внутренние факторы. Вот некоторые из них:

внешние:

– манипулирование детьми;

– индивидуально-личностные отношения;

– несоблюдение гигиенических требований;

– интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки;

– однообразное и плохое питание;

– недооценка значения закаливания и др.;

внутренние:

– отсутствие автономности;

– негативное поведение;

– сформировавшееся в семье;

– патология физического развития и др.

В связи с этим в ДОУ должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической безопасности детей, т.е. “психологический комфорт”. Вот некоторые его составляющие:

– спокойная эмоциональная обстановка;

– стабильный распорядок дня;

– комфортность предметно-развивающей среды;

– доброжелательный стиль поведения педагога;

– добрые традиции.

Внешне комфортное состояние дошкольника можно определить следующим образом:

– активность;

– спокойствие;

– жизнерадостность;

– чувство удовольствия;

– легкость и инициативность;

– решительность и т.д.

Дискомфорт проявляется в другом:

– вялость;

– робость;

– неуверенность;

– тревожность;

– безинициативность;

– агрессивность и т.д.

Среди всех направлений комфортности, психологической безопасности дошкольников, нельзя не отметить взаимосвязь ДОУ с семьей, которая как основная ячейка общества выполняет важные функции и является “проводником” первичной социализации.

В процессе взаимодействия ДОУ и семьи имеют значение такие положения как:

– развитие родительской рефлексии;

– отказ от нравоучительного тона;

– учет личного опыта родителей;

– подвижность и вариативность содержания форм, методов работы с семьей (конференции, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, игры, посещение семьи и т.д.).

Эффективность всей работы ДОУ и семьи зависит от профессионально организованной работы педагога, психолога, администрации и требует наличие психолого-педагогических знаний в выстраивании дифференцированного взаимодействия.

Таким образом, рассмотрев проблему “психологического комфорта” и безопасности ребенка в ДОУ, нельзя не вспомнить высказывание В.А.Сухомлинского: “Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиеническим норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это – прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Список литературы

  1. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду //Дошкольное образование. – №12. – 2002.
  2. Бабаева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. – М., 2011.
  3. Гурьева Д.Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса. – М., 2014.
  4. Митин А.Е., Митин Е.А., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии в формировании конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре: монография. – М., 2011.