Практическая работа «Осуществление цепочки химических превращений
(Урок химии в 9 классе)
Лейсира БАРИЕВА,
учитель химии высшей квалификационной категории Большеатнинской средней школы Атнинского района
Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: проектор, компьютер, реактивы, лабораторное оборудование и лабораторная посуда, журнал по ТБ, учебник (Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа. 2019).
Цели урока:
содержательные: закрепление на практике изученных химических свойств металлов и их соединений;
деятельностные:
– совершенствование практических умений и навыков на основе теоретических знаний;
– формирование умений проводить, наблюдать и описывать проведенные химические реакции, составлять уравнения проведенных химических реакций; переносить знания обращения с лабораторным оборудованием в практические умения.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | закрепление на практике изученных химических свойств металлов и их соединений;
формирование умений проводить, наблюдать и описывать проведенные химические реакции, составлять уравнения проведенных химических реакций; переносить знания обращения с лабораторным оборудованием в практические умения
|
умения работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; проводить опыты, соответствующие генетическим рядам металлов; наблюдать за свойствами металлов и их соединений; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; формулировать выводы по результатам проведенного химического эксперимента |
Регулятивные | целеполагание, самоконтроль, самооценка | определить последовательность действий для получения результата, делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания на практике |
Познавательные | умение находить и использовать в тексте нужную информацию, умение преобразовывать информацию, строить логичное рассуждение, анализировать и обобщать изученную информацию | научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать определения понятий «Реакции ионного обмена», «Химические свойства кислот, оснований, солей» |
Коммуникативные | обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов | уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов |
Личностные | готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные | осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в паре для достижения общей цели |
Технологическая карта урока
Этапы и задачи урока,
методы, приемы обучения |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
I. Организационный момент
(1 – 2мин. |
Приветственное слово.
Проверка готовности класса к уроку. |
Занимают свои места.
Готовятся к уроку. |
|
II. Определение целей и задач
Мотивационный этап (3 мин.) |
Называет тему практической работы.
Предлагает наметить цель урока и составить план. |
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют возможные трудности. |
Р – найти проблему
Л – принимать участие в планировании К –излагать точку зрения |
III. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
|
Задает вопросы, правильные ответы которых направят детей в правильное русло. | Отвечают, вороша остаточные знания по теме.
|
П – общеучебные умения структурировать знания,
Л – анализ, сравнение П – обсудить ответы К – уметь слушать |
IV. Практический этап
Практическая работа проводится в парах. Каждой паре выдается инструкция. (15 мин.)
Физкультминутка (по необходимости) |
1. Инструктаж.
Учитель предлагает ученикам вспомнить правила. Учитель по ходу корректирует ответы учащихся, дополняет. 2. Учитель контролирует.
3. Учитель контролирует и направляет. |
1.Ученики вспоминают правила, предлагают свои варианты ответов и
распишутся в журнале.
2.Ученики работают в паре, переносят таблицу с карточки к себе в тетрадь. 3. Приступают к выполнению практического задания. |
Л – умение применят знания
П – умение осуществить превращения Р – самостоятельность К – умение работать в паре |
V. Самостоятельное творческое использование ЗУН и УУД (10 мин.) | Учитель контролирует. | Делают соответствующие записи в тетради:
– уравнения реакции: – наблюдения; – выводы. |
Л – умение применят знания
П – умение записать уравнения реакций Р – самостоятельность К – умение работать в паре |
VI. Контроль и коррекция
(5 мин.) |
Учитель предлагает двум участникам от каждой группы представить (по очереди) свои результаты у доски.
Учитель обращает внимание на правильность написания уравнений на доске.
|
Ученики пишут на доске РИО в ионном виде.
Ученики проверяют правильность написания наблюдений и выводов в своих тетрадях. Остальные ученики, из других групп, делают соответствующие записи у себя в тетрадях. |
Л – умение самоконтролю
П – умение находить и осознать ошибки Р – самостоятельность К – умение отстоять точку зрения |
VII. Рефлекция
(3 мин.) |
Предлагает заполнить звездочки. | Оценивают. | К – умение выражать свои мысли
– самооценка – оценивание других |
VIII. Домашнее задание
(2 мин.)
|
Проектировать практическую работу №3 «Экспериментальные задачи по получению и распознаванию веществ» – повторить способы получения металлов и их соединений, качественные реакции на ионы металлов (стр.125 – 127). | Р – умение оценивать достигнутое и недостатки |