Бинарные занятия по химии, истории и правоведению как методы развития познавательной, исследовательской и творческой активности студентов медицинского училища

№214

Мария ФИЛЮШИНА,

кандидат химических наук, преподаватель химии Зеленодольского медицинского училища

Рушания АХТАРИЕВА,

преподаватель истории и медицинского права Зеленодольского медицинского училища

В настоящее время одной из приоритетных задач, которую ставит ФГОС перед студентами и преподавателями медицинских колледжей и училищ, является подготовка всесторонне развитого и грамотного специалиста. Выпускник должен иметь не просто высокий уровень профессионализма (будь то медицинская сестра, фельдшер, фармацевт), но и ему еще необходимо обладать целым рядом личностных качеств: конкурентоспособность, высокий уровень саморазвития и самообразования, способность быстро принимать решения в трудных ситуациях. Но в последнее время, на наш взгляд, у некоторых студентов медицинских колледжей и училищ имеется низкая мотивация к изучению таких общеобразовательных дисциплин, как химия, истории, медицинское право.

Недостаточно высокая успеваемость студентов и отсутствие интереса к изучаемым дисциплинам, по нашему мнению, связаны с редким применением современных интерактивных методов обучения, основанных на взаимном сотрудничестве и методе «обратной связи» студента и преподавателя.

Решение подобной проблемы мы видим во внедрении в образовательный процесс наших студентов бинарных занятий по химии, истории и правоведению (лекций, практических работ, семинарских занятий). Форма проведения лекций, практических работ может быть любой от деловой (ролевой) игры до диспутов.

Бинарные уроки относятся к нетрадиционным формам проведения занятий, но они значительно активизируют мышление и самостоятельную работу студентов, повышают их исследовательский, познавательный и творческий потенциал, а это и есть залог отличного усвоения материала.

Для стимулирования познавательной активности студентов специальностей 34.02.01 – Сестринское дело и 33.02.01 – Фармация нами были разработаны бинарные занятия по химии и истории, по химии и правоведению. Вот некоторые из них:

  1. Бинарное занятие по химии и истории по теме «Металлы» для студентов I курса специальностей 34.02.01 — Сестринское дело и 33.02.01 – Фармация

С позиций химии (за организацию этого этапа занятия отвечает преподаватель химии) рассматриваются физические и химические свойства металлов, способы их получения, значение некоторых металлов для медицины и фармации. С точки зрения истории (рассматривается хронология открытия химических элементов: медный век, бронзовый век, железный век) (за данную часть занятия отвечает преподаватель истории). Для закрепления изученного материала преподаватель истории предлагает объяснить интересные исторические факты, например, всем, известно, что древнеримские аристократы использовали свинцовую посуду. Студентам предлагается ответить на вопрос: «Почему продолжительность жизни римских императоров не превышала 25 лет?» или «Благодаря каким свойствам металлов возникла современная цивилизация?».

Бинарное занятие проходит в форме игры «Что? Где? Когда?».

Студенты самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, проводят дискуссию по предложенным вопросам, вырабатываются навыки работы в команде, лидерские качества, стремление к получению высшего результата.

  1. Бинарное занятие по химии и истории «Предмет органической химии» для студентов III курсов специальностей 34.02.01 -–Сестринское дело и 33.02.01 – Фармация

В качестве основных химических вопросов рассматриваются следующие: понятие органических и неорганических веществ, предмет и задачи органической химии, особенности органических веществ. Круговорот углерода в природе (за данный этап отвечает преподаватель химии).

Основные исторические аспекты (ответственный – преподаватель истории): после эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического, так и органического мира. Понятие витализма – учение, которое рассматривало жизнь как особое явление, подчиняющееся не законам мироздания, а влиянию особых жизненных сил (лат. vitalis). Цивилизационные эпохи витализма (восточные учения, античные времена и т.д.). Теория «Животного магнетизма» в XVIII веке. Причины крушения витализма.

Данное бинарное занятие мы проводим в форме «круглого стола» (тематический учебный семинар). Участники семинара имеют определенную свободу слова и могут высказывать свои собственные суждения по предложенным вопросам. Студентам также предлагается самостоятельно найти пути решения поставленных задач. Предварительно мы делим студентов на группы: «химики-органики», «виталисты», «историки» «эксперты-химики». Каждая группа получает свое задание по поиску информации, подготовке презентаций, проведению химического эксперимента. Данная форма занятия позволяет будущему специалисту научиться вести диалог, дискутировать, отстаивать свою точку зрения.

  1. Бинарное занятие по химии и правоведению «Природные источники углеводородов» для студентов I – II курсов специальностей 34.02.01 – «Сестринское дело» и 33.02.01 – «Фармация»

По нашему мнению, в основе организации современного учебного процесса использование игрового метода обучения крайне важно. При этом многообразие деловых игр делает возможным разрабатывать каждый раз новые ситуации применительно к каждой теме изучаемой дисциплины.

Так нами была разработано бинарное занятие по химии и правоведению в форме деловой (ролевой) игре по теме: «Природные источники углеводородов». Занятие проводится в виде судебного заседания. Слушается дело «О загрязнении окружающей среды природными источниками углеводородов». Необходимо ответить на вопрос «Кто виноват? Что делать?». Какой выход можно найти из сложившейся ситуации.

Главная особенность этого бинарного занятия заключается в том, что преподаватели химии и истории отвечают только за распределение ролей, за выдачу заданий студентам. В ходе бинарного занятия преподаватели (им отводится роль тьюторов) частично корректируют и направляют работу обучающихся. Студенты самостоятельно  разыгрывают предложенную преподавателями ситуацию.

За подготовку студентов по вопросам органической и неорганической химии, экологии, фармацевтической технологии и медицины отвечает преподаватель химии.

За правовое обеспечение учебного занятия, за основные этапы проведения судебного заседания отвечает преподаватель правоведения.

Форма работы студентов: в процессе подготовки – индивидуальная и групповая, на занятии – коллективная, групповая, индивидуальная. Студенты заранее выбирают себе ту роль, которую они будут выполнять в процессе занятия: судья, прокурор, адвокат, истец, экологи, фармацевты. Учебная аудитория делится на определенные зоны: место для судьи, секретаря судебного заседания, прокурора, свидетелей защиты, обвиняемых и присяжных заседателей и т.д.

Материалы и оборудование, используемые на занятии: плакаты с основными природными источниками углеводородов, коллекции углеводородов и продуктов их переработки. Карта месторождений углеводородов. Фармацевтические препараты. Протоколы судебного заседания.

Межпредметные связи: органическая и неорганическая химия, экология, правоведение, обществознание, фармацевтическая и химическая технология, медицина.

Дидактические задачи:

– познакомить студентов с происхождением нефти и природного газа;

– углубить знания студентов по методам переработки природных источников углеводородов, использованием продуктов, получаемых из них, в том числе и в медицине и фармацевтической промышленности;

– обсудить экологические проблемы, возникающие при использовании нефти, природного газа и продуктов их переработки;

– рассмотреть и обсудить правовые аспекты экологических проблем, приобрести навыки ведения судебного заседания;

– самостоятельно научиться исследовать поставленные цели, задачи и проблемы, находить пути их решения.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Исторические сведения, отражающие этапы развития, формирования и становления химической науки, важнейшие химические законы и открытия, активизируют не только познавательный, исследовательский и творческий интерес студентов к изучению дисциплин, но и имеют огромное воспитательное значение.
  2. Правовые аспекты, используемые на занятиях по химии (в частности, методика проведения судебного заседания) позволяет сформировать у студентов навыки полемики, умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.
  3. Несомненно, все это позволяет будущему специалисту в области медицины или фармации, стать полноценной и всесторонне развитой личностью.