Функциональная грамотность в современных реалиях на уроках истории

№ 213

Тимур ХАКИМУЛЛИН,

учитель истории и обществознания гимназии № 10 г. Зеленодольска
Изменения в системе образования в современной России ставят перед учителем новые важные цели и задачи, одной из которых является формирование у современных детей компетенций необходимых для становления конкурентоспособной личности. Новые условия ставят задачи подготовить компетентных, образованных профессионалов, которые будут успешными на рынке труда.
Еще в XIX веке великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Ребенок- это не сосуд, который надо заполнять, а факел, который нужно зажечь». Мир, в котором живут учащиеся XXI века, насыщен информацией, технологиями и возможностями, которые способны вызвать в ребенке искру познания, интереса, но в то же время цифровизация и компьютеризация принесли ряд проблем в жизнь подрастающего поколения. Учащиеся перестали интересоваться вдумчивым чтением, навыками использования полученной информации на практике, считая это занятие неактуальным, так как любую информацию можно найти в интернете, подсчеты можно вести на мобильных устройствах.
В настоящее время одной из задач, стоящих перед школой, является формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это овладение учащимся ключевых предметных компетенций, позволяющих современному ребенку эффективно применять знания в практической жизненной ситуации, максимально быстро адаптироваться и успешно функционировать в современном, изменяющемся обществе.
Президент РФ В.В.Путин 17 мая 2018 г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.Национальный проект в сфере образования направлен на достижение цели- обеспечение конкурентоспособности российского образования в мире и вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Данные задачи предполагается решить в рамках формирования функциональной грамотности.
Многие вопросы педагогики связаны с Федеральным государственным образовательным стандартом. ФГОС направил учителя к переходу от преподавания по старому к методикам современного образования, произошел переход от формулы: «Учитель знает, чему учить» к формуле: «Ученик выбирает, чему учиться». ФГОС готовит учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Наша гимназия является базовой площадкой по формированию функциональной грамотности. На уроках учителя гимназии используют различные методики рассмотрения и проигрывания жизненных ситуаций с использованием текста, развивающие игры, задания «самому себе», конкурсы «Фантазеров», то есть задания, которые ученики могут применить на практике в жизни.
На уроках и занятиях в рамках функциональной грамотности мы развиваем читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, уделяем внимание развитию современных глобальных компетенций.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
1) функциональное чтение – это чтение с элементами анализа с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
2) пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) – грамотное изложение своих мыслей, «примеряя на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» исторические события;
3) обучающие игры, викторины, уроки-дебаты, развивающие навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения перед публикой;
4) исторические и обществоведческие диктанты и эссе формируют письменную грамотность учащихся;
5) исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов по различным нестандартным решениям;
6) изучение исторических и правовых документов, тематических источников, их анализ позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по определенной проблеме.
Умение читать, в широком смысле этого слова – значит «извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К.Д.Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Основной составляющей функциональной грамотности, которая может быть сформирована в процессе изучения истории и обществознания, является читательская грамотность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности в современном мире.
Работа с текстом в рамках функциональной грамотности включает в себя:

Международные исследования PISA показали, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских компетенций: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать текст, умения осмысливать и оценивать сообщения текста в единое целое, осмысление и оценка содержания текста.В связи с этим, возникает потребность использования на уроках гуманитарного цикла приемов и методов для развития читательской грамотности у учащихся. При изучении истории и обществознания необходимо обучающимся давать задания работы с текстами историков (в том числе из учебников), задания, содержащие письменные источники различных видов, а также источники с несплошным текстом (с визуальными изображениями), которые являются составными частями исторических карт, таблиц, диаграмм, графиков или дополнениями к изображениям. Умение анализировать текст, давать оценки происходящему, характеристики действующим лицам, понимать замысел автора, умение видеть особенности языка написания — главная задача читающего. Данные виды заданий помогают развивать функциональную грамотность, способствуя решению широкого круга задач современной педагогики.
Одной из проблем школьного образования является то, что успешные оценки ребенка в школе не всегда означают его успешность в обычной жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно учителям посредством развития функциональной грамотности на уроках применять различные задания в виде инфографики, рабочих листов к текстам параграфа, работа с картами (задания на интерпретацию и толкование),использовать приемы технологии критического мышления «Кубик Блума, применения методики «Облака слов» при решении познавательных задач, чтобы ученики учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимально полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в реальных жизненных условиях. Есть различные, всем известные методики при работе с текстом, интересные детям: интеллект-карта – карта в которой информация представляется в графической форме. Данный метод в обучении идеален при проведении работы в группах, при обработке сложных исторических и обществоведческих материалов, при составлении презентаций. Метод заполнения таблиц и схем по тексту, составление синквейна, чтение и анализ исторических карт, использование заданий формы ОГЭ (задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом по тексту). Возможности учителей использования интернет-источников безграничны. При создании учителем «Облака слов» — зашифрованного слова, возможно использование ресурсов: WordsCloud.pro, приемов с использованием QR- кода с зашифрованными интересными посланиями в виде заданий с историческими и обществоведческими материалами.
Функционально грамотный современный обучающийся – это ребенок, способный жить в современном обществе, и задача школы — это в первую очередь адаптация обучающихся к современной действительности.
Используемые источники:
1. Материалы с сайта Института стратегии развития образования РАО:
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
2. Артасов И.А., Мельникова О.Н. Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История» (Электронный журнал «Педагогические измерения») https://fipi.ru/tpost/ck782cuj1f-zhurnal-pedagogicheskie-izmereniya-2-202