Нейропсихология

№ 206

Лилия БОГАТОВА,

педагог-психолог детского сада №132 г. Казани

Гулия ГАЗИЕВА, Флюза МУССАРОВА,

воспитатели детского сада № 132 г. Казани

Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики и эмоционального реагирования.

Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития этих процессов в норме и факторов, влияющих на это развитие и препятствующие ему. В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети с индивидуальными особенностями развития, так и дети имеющие различные трудности и проблемы.

1-й блок мозга формируется от момента зачатия до одного года. Работу первого блока мозга выполняет правое полушарие. Если в онтогенезе были такие проблему как гипертонус или гипотонус мышц, то в школе это может проявиться в виде плохого обучения. Поэтому очень важно собирать анамнез у родителей (как протекала беременность, ползал ли ребенок, когда пошёл, когда начал держать головку, не было ли гипертонуса мышц).Частые ошибки родителей школьников I класса, родители начинают усиленно заниматься с ребёнком, не давая ему выходных заставляя много раз переписывать закорючке в тренажере и запоминать слоги и буквы. С точки зрения нейропсихологии нужно отстать от ребёнка, чтоб он на несколько дней вообще не вспоминал об учёбе. Сходите с ним в лес, музей или театр, пусть поглотит его познавательный интерес, пусть он устанет по настоящему от полученных впечатлений. И тогда результат не заставит себя ждать.

Нейропсихология – это долгий процесс постройки нейронных связей. 21 день формируется нейронная связь, а значит для достижения и закрепления результата нужно 21 день повторять что-то одно день за днём. Каждые 40 дней разрушаются старые нейронные связи и образуются новые.

Если первый блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоций ( особенно сильных таких как страх, гнев, радость, удовольствие), перерабатывает информацию о состоянии наших внутренних органов и регулирует их состояние. Как уже было сказано, что первый блок мозга формируется, ещё внутриутробно и продолжает формироваться примерно до 3-х летнего возраста.

Признаки, что в развитии первого функционального блока есть нарушения:

– быстрая утомляемость;

– эмоциональная неуравновешенность;

– аллергические реакции;

– частые болезни;

– не способность завязывать шнурки;

– дисграфия, дизартрия;

– нарушение зрения.

2-й функциональный блок мозга отвечает за прием и переработку информации, которая поступает через внешние анализаторы из внешнего мира (зрительные, слуховые, вкусовые, кожно-кинетические (осязание).

Признаками нарушения данного блока являются:

– не сформированность пространственного представления (например, школьник читает через абзац, пропускает слова, перепрыгивает через строчки);

– не сформированы сенсорно-моторные координации (например, движение глаз и рук не согласованы);

– присутствует неловкость однотипность движений.

3-й блок мозга – управляющий – «Я должен». Он формируется примерно до 21 года . Нужно обратить внимание на то, как ребёнок вышел из кризиса 3-х лет и должен обладать такими понятиями как «надо», «нельзя», «плохо». Если в возрасте 6 лет признаки кризиса 3-х лет ярко выражены нужно рассматривать как детско-родительские отношения, так и возможность нарушения развития третьего блока. Например, ребенок геперактивный – он не может себя само регулировать.

Ещё необходимо отметить, что дети – дошкольники считаются правополушарными, а школьники – левополушарными. Если у ребёнка идёт задержка развития правого полушария, то задерживается речь.

Ребёнок третий блок ещё не может контролировать, а первый еще не достаточно развит. Поэтому очень важно вырабатывать у ребёнка работу мозга слово «надо» в процессе тренировки нужно учить играть по правилам, следуя чётким инструкциям. Так же нужно учить ребёнка проигрывать. Даже дома играя с ребёнком, родителям нужно не потакать, а учить вести честную игру, где побеждает сильнейший. Например, воспитатель должен постоянно проговаривать правила в своей группе, психолог должен ознакомить ребёнка с правилами посещения кабинета психолога и сенсорной комнаты.

Есть одно забавное тактильное нейропсихологическое упражнение для гиперактивного ребёнка и называется оно «Котлетка».

Положить ребёнка на мягкую ковровую поверхность. Готовим мясо, моем, моем. Делаем движения будто моем мясо. Затем отбиваем мясо (чуть постукивая кулачком), затем режем мясо (делаем движения нарезания мяса), затем прокручиваем мясо (крутим ребёнка, скручиваем как улитку), затем солим, перчим (пощипывая), затем формируем котлетку (проминаем) и последнее – жарим с двух сторон (переворачивая ребёнка с бока на бок). Так же полезно выполнять кинезиологические упражнения поочередно левой правой рукой или одновременно обеими руками, но разные действия выполнять. Есть замечательный вид спорта или можно его рассмотреть как любительские «лыжи». Ходьба на лыжах задействованы сразу все 3 области мозга, координация, устойчивость, выносливость, саморегуляция. С детьми уже со средней группы можно проводить дидактический диктант. Две клеточки вперёд, назад, вправо, влево, так же делать физкультминутку. Два шага в лево, один на право, два вперёд, три назад. Так же физкультминутка, сидя за столом по очереди, ускоряя темп: правая ладонь, левый кулак и т.д.

В нашем детском саду все специалисты: музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели так или иначе применяют в своей работе знаний по нейропсихологии, проводя с детьми различные упражнения. На родительских собраниях мы часто проводим упражнения совместно с родителями, наглядно показав как это увлекательно и полезно.