Программа воспитательной работы в 6 – 9 классах коррекционной школы для детей с ОВЗ
№ 203
Анна СУДАКОВА,
учитель-дефектолог школы-интерната №11 г. Казани
Сергелана ЛЕДНЁВА,
воспитатель школы-интерната №11 г. Казани
Гузель ПРОТАСЕВА,
учитель-дефектолог школы-интерната №11 г. Казани
Алсу ГАЛЕЕВА,
учитель-дефектолог школы-интерната №11 г. Казани
Алина ЗИЯНГИРОВА,
учитель-дефектолог школы-интерната №11 г. Казани
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
– ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
– значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
– у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
– воспитанникам присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника.
Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, специфику школы-интерната и её воспитанников, социальный фон, традиции коллектива, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В школе-интернате созданы необходимые условия для реализации программы: условия «собственного дома» – организация проживания детей максимально приближенная к домашней, семейной; постоянное улучшение санитарно-бытовых условий, повышение комфортности жилья; широкая система коррекционно-оздоровительных мероприятий; организация трудовой подготовки в условиях школы-интерната (швейная, столярная мастерские); постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров и других специалистов школы-интерната; обновление учебно-методической базы, внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс.
Актуальность
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным.
Одна из важнейших задач современной школы-интерната – способствовать формированию и развитию личностных качеств, создавая оптимальные педагогические условия для раскрытия способностей каждого воспитанника, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Главной задачей обучения и воспитания детей с ОВЗ, находящихся в школах-интернатах является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, а также правильная организация деятельности воспитанников. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение детей к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Воспитание детей с ОВЗ направлено и на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность воспитанников были разнообразными, содержательными, насыщенными. Поэтому данная программа воспитания детей с ОВЗ является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Характеристика группы
Воспитанники школы-интерната – это особый контингент. На начало у учебного года в группе числилось 9 мальчиков, возраст – 12 – 15 лет: 2 детей учатся в 6 классе, 5 детей учатся в 7 – 8 классе, 2 – в 9. 7 детей живут в интернате уже не один год. Все дети группы имеют инвалидность по основному диагнозу.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в процессе восприятия. А это, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Наблюдаются недостатки в развитии всех видов памяти, мыслительной деятельности. Воспитанники испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и времени. Речь детей отличается бедным словарным запасом (особенно активным), воспитанники плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций. На основании данной характеристики детей можно сделать вывод о необходимости создания системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса.
Мальчики требуют постоянного контроля, очень подвижные, вспыльчивые и эмоциональные.
Особое значение уделяется организации общественно-полезного труда учащихся, дежурство по группе, забота о комнатных растениях. Все мальчики в группе стараются быть активными в делах школьной жизни. Принимают участие в художественной самодеятельности школы, во всех классных и внеклассных мероприятиях.
В группе все имеют постоянные обязанности и относятся к ним очень серьезно.
Воспитательная работа в группе должна быть построена так, чтобы воспитанники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В основе программы лежат следующие принципы:
– принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
– принцип личностно-ориентированного подхода – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
– принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора воспитанниками форм деятельности;
– принцип деятельностного подхода – воспитание и развитие детей через различные формы деятельности;
принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
– принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности воспитателя и воспитанников на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
принцип коррекционного воздействия – коррекция личностных и поведенческих качеств воспитанников.
Цель данной программы является воспитание и развитие личностных качеств у детей с ОВЗ, предполагающих соблюдение правил этикета, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Реализация цели осуществляется путём решения следующих задач:
– приучать воспитанников подчиняться общим требованиям распорядка жизни и деятельности в коллективе;
– развивать механизмы управления своим поведением в разных ситуациях;
– формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;
– формировать основы внутренней убеждённости в необходимости здорового образа жизни;
– корригировать недостатки в личностной и эмоционально-волевой сфере воспитанников;
– способствовать развитию творческого потенциала воспитанников посредством активного участия в различных видах деятельности;
– воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам;
– осуществлять тесную связь и единство в системе «воспитатель — классный руководитель».
Реализация программы осуществляется по направлениям:
– «Духовно-нравственное»;
– «Гражданско-патриотическое»;
– «Семейное воспитание»;
4 – «Спортивно-оздоровительное »
– «Трудовое воспитание»;
– «Здоровый образ жизни»;
– «Охрана безопасности жизнедеятельности».
Программа реализуется в течение данного учебного года.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:
– беседы, рассказы;
– решение проблем;
– обсуждение прочитанной литературы;
– спортивные и развивающие игры;
– воспитательские часы;
– изготовление сувениров, открыток, поделок;
– участие в мероприятиях, проводимых в школе и за её пределами;
– участие в творческих конкурсах;
– трудовые десанты;
– сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью, изучения состояния физического здоровья воспитанников группы;
– сотрудничество с классными руководителями;
– сотрудничество с психологической и социальной службой школы с целью формирования у воспитанников умений саморегуляции и самовоспитания.
Воспитатель, организуя воспитательную работу среди воспитанников, должен помнить о том, что дети видят и их эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, может воспользоваться следующими правилами.
1-е правило. Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
2-е правило. Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
3-е правило. В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
4-е правило. Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
5-е правило. Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
6-е правило. Учите учащихся не бояться выражать положительные эмоции.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является следующее: к концу года воспитанники знают и умеют:
Экологическое воспитание
Воспитанники должны знать и уметь:
– знать что такое экология, экосистема;
– знать значение Красной книги, некоторые виды животных и растений занесенных в Красную книгу;
– знать понятие «экологические катастрофы» и причины их возникновения;
— иметь представление о своей роли в природоохранной деятельности;
– проявлять бережное отношение к природе.
ЗОЖ, ОБЖ (ПДД, пожарная безопасность)
Воспитанники должны знать и уметь:
– причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания;
– владеть правилами личной гигиены;
– владеть основами знаний о здоровом образе жизни;
– заботится о своем здоровье;
– ежедневно выполнять утреннюю гимнастику и оздоровительные процедуры;
– принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
– знать правила дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров), умеют ориентироваться в дорожной обстановке;
– знать правила безопасности на автомобильном и ж/д транспорте;
– знать причины возникновения пожаров;
– знать правила пожарной безопасности;
– знать правила поведения в случае возникновения пожара;
– знать правила вызова служб обеспечивающих безопасность (МЧС, скорая помощь, полиция, аварийная служба газа) в зависимости от чрезвычайной ситуации;
– знать правила и ТБ при обращения с электрическими проборами;
– уметь оказывать ПМП при незначительных повреждениях, кровотечениях;
– знать о пользе правильного питания;
– уметь тренировать свое тело, закаляться, делать утреннюю гимнастику;
– уметь применять упражнения для снятия эмоционального напряжения;
– уметь ухаживать за своим телом.
– использовать полученные знания на практике;
– соблюдать правила личной гигиены;
– критически относится к употреблению табака и алкоголя.
Семейное воспитание
Воспитанники должны знать и уметь:
– хорошо дифференцировать родных и близких ему людей;
– понимать родственные отношения внутри семьи, среди знакомых, среди животных;
– осмысливать отношения между людьми и понимать, что связывает их между собой;
– сострадать, уважать, понимать то, что любой человек происходит от младенчества до старости, как в природе растения рождаются, растут и умирают.
Трудовое воспитание
Воспитанники должны знать:
– роль трудовой деятельности в жизни человека;
– понятие «труд», «профессия»;
– различные виды профессий;
– правила уборки помещений, ухода за одеждой;
– уважать и ценить труд людей.
Воспитанники должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– выполнять элементарную уборку помещения;
– выполнять мелкий ремонт одежды;
– стирать и гладить различные предметы одежды;
– ухаживать за комнатными растениями;
– ухаживать за обувью;
– уметь экономно относиться к материалам и рабочему временим.
Духовно-нравственное воспитание
Воспитанники должны знать и уметь:
– уметь нести ответственность за свои дела и поступки, способность сделать правильный нравственный выбор;
– повысить интерес к изучению истории своего города, страны, наследия русского народа;
– овладеть навыками вежливого обращения с окружающими, уметь проявлять заботу и доброту, сострадание, терпимость к друг другу; уважать права, свободы и достоинства других людей;
– выражать свои приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
– правильно вести себя во время разговора;
– самостоятельно регулировать отношения с другими детьми.
Гражданско-патриотическое воспитание
Воспитанники должны знать и уметь:
– государственную символику Российской Федерации;
– основные права и обязанности граждан Российской Федерации;
– историко-культурное наследие своей страны;
– усвоить правовые нормы своего поведения;
– знать, кто и как защищает права человека;
– уважать права другого человека;
– знать, кто защищает права ребенка.
Воспитанники должны уметь:
– применять свои знания на практике;
– правильно вести себя в природе, охранять растения и животных;
– знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.
План реализации программы
- Охрана здоровья и физического развития, основы безопасности и жизнеобеспечения, экология
Цель: дать систематизированное представление о здоровом образе жизни, путях укрепления и сохранения здоровья, о прогнозировании опасных ситуаций, оценки их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритмов безопасного поведения.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п |
Форма работы | Дата | Примечание | ||
по плану | фактический | ||||
1. | 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Классный час | ||||
2. | «Быть здоровым – значит жить в радости». Информационный час | ||||
3. | «Что значит быть здоровым» Конкурс рисунков | ||||
4. | «Правила на всю жизнь». Инструктаж по ПДД и технике безопасности | ||||
5. | Занятие на тему «Пожарная безопасность и поведение при пожарах» | ||||
6. | Занятие на тему «От лени болеют, от труда здоровеют» | ||||
7. | Дискуссия о вредных привычках. «Каково твоё мнение?» | ||||
9. | Занятие на тему «Законы дорожного движения: история и современность» | ||||
10. | Информационный час: «Инфекционные заболевания и их профилактика» | ||||
11. | «Чистота – залог здоровья!» | ||||
12. | «Путешествие в страну доброго здоровья – Спортландию». Веселые старты | ||||
13. | «Мы выбираем здоровье!» Беседа-презентация | ||||
14. | «Как стать грамотным пассажиром».
Беседа с игровыми элементами |
||||
15. | «Номера, которые нужно знать: 01, 02, 03, 04». Инструктаж | ||||
16. | Занятие на тему «Криминальные ситуации в общественных местах» | ||||
17. | «Зимние забавы». Правила безопасного поведения при катании на лыжах, коньках | ||||
18. | «Животные вокруг нас. Меры безопасности при общении с домашними животными». Информационный час | ||||
19. | 1. «Движение пешеходов, их права и обязанности». Занятие-путешествие
2. Беседы по ЗОЖ «Богатырская сила здоровья». Игры на свежем воздухе «Слепи снеговика» |
||||
20. | 1. Занятие на тему «Опасные предметы». Занятие практикум
2. Беседы по профориентации «Моя будущая профессия» 3. Практикум «Подготовка школьной формы» |
||||
21. | Ролевая игра «Мы за ЗОЖ» | ||||
22. | Беседа «Не сломай судьбу свою» с приглашением медицинских работников | ||||
23. | Классный час «Советы старших: не хотите быть в беде, соблюдайте ПДД» | ||||
24. | «Отдых и труд вместе идут» | ||||
25. | «Жизнь под угрозой». Беседа-обсуждение | ||||
26. | Беседа «Если возник пожар…» | ||||
27. | Практикум. «Улица полна неожиданностей» | ||||
28. | Беседа «Опасные ситуации в быту» | ||||
29. | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | ||||
30. | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | ||||
31. | Мероприятие «Нерегулируемые и регулируемые перекрестки» | ||||
32. | Инструктаж по ТБ. «Весна на водоёмах» | ||||
33. | Занятие на тему «Азбука безопасности» | ||||
34. | Спортивный праздник «День здоровья», посвященный Всемирному дню здоровья | ||||
35. | Викторина по ОБЖ «Безопасность в любой ситуации» | ||||
36. | Час общения «Где можно и где нельзя играть?» | ||||
37. | «Экологические последствия лесных пожаров» | ||||
38. | «Велосипедист – водитель транспортного средства» Практическое занятие. Моделирование ситуаций | ||||
39. | Воспитательный час «Скажем вредным привычкам – «Нет!», здоровью – «Да!» | ||||
40. | Выставка-конкурс рисунков и плакатов по дорожно-транспортной безопасности |
- Семейное воспитание
Цель: формирование ценностного отношения к семье, её традициям.
Формы и методы: тематические воспитательские часы, праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи); походы выходного дня, экскурсии, викторины, дни творчества.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п |
Форма работы | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | Семья и школа: значение школы в жизни человека, отношение к школе | |||
2. | Семейные посиделки. «Мы за чаем не скучаем» | |||
3. | Семья, как много в этом слове | |||
4. | Семья, семейные традиции и праздники | |||
5. | Домашний труд, распределение обязанностей в семье, значение родительского примера в трудовомвоспитании детей | |||
6. | Культура быта | |||
7. | Семья вся вместе – душа на месте | |||
8. | Что такое безопасность в доме. «Современное жилище. Чем оно опасно?» | |||
9. | Воспитание в семье трудолюбия у детей (создание условий, использование методов и приемов семейной педагогики) | |||
10 | Воспитание уважения к людям труда | |||
11 | Овладение трудовыми умениями и навыками, необходимыми будущим хозяевам | |||
12 | Самые дорогие для нас слова – мама, Родина, мир | |||
13 | За что уважают в семье и обществе? | |||
14 | Беседа «Радость совместного труда» | |||
15 | Жить в гармонии с окружающим миром | |||
16 | Беседа по предупреждению несчастных случаев на улице и дома | |||
17 | Здоровые дети в здоровой семье. Новогоднее театрализованное представление «Жар-птица» | |||
18 | 1. Я и мои друзья
2. Конкурс рисунков «Зимушка-зима» |
|||
19 | 1. Крепка семья – крепка держава
2. Беседа по ЗОЖ «Коктейль здоровья» 3. Музыкальная викторина «Угадай мелодию» |
|||
20 | Воспитание трудолюбия и ответственности у ребенка в семье | |||
21 | Семья и семейные ценности | |||
22 | «Домашняя аптечка». Игра «Светофор здоровья» | |||
23 | Уют в доме. Полезные домашние советы | |||
24 | Быт и семья. О семейной экономике. | |||
25 | Планирование расходов с учетом бюджета и состава семьи. | |||
26 | Учет семейных расходов. « Деньги. Их назначение их значение в нашей жизни» | |||
27 | Потребности. Потребитель. Потребление. «Хорошо ли мы знаем продукты потребления?» | |||
28 | Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров | |||
29 | Быт и семья. Культура домашнего стола | |||
30 | Не нужен клад, когда в семье лад | |||
31 | Семейные праздники. Как создать праздничную атмосферу в доме? | |||
32 | Семейные праздники. Как выбрать подарок? | |||
33 | Беседа-дискуссия «Распределение обязанностей в семье» | |||
34 | «Слагаемые счастливой семьи» | |||
35 | «Имидж семьи» | |||
36 | «Семейные нравственные нормы» (заповеди) | |||
37 | «Слагаемые комфорта, единство атмосферы семьи и её материального окружения» | |||
38 | «Права и обязанности каждого члена в семье» |
- Создание дополнительного пространства самореализации и личности во внеурочное время
Цель: создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Формы и методы: массовые (эпизодические и периодические мероприятия): вечера, олимпиады, викторины, конференции, экскурсии, круглые столы, диспуты; групповые: кружки, поисковые и научные исследования (проекты); индивидуальные: подготовка докладов, лекций, собственных произведений, работа над ролью, заучивание стихов, отрывков, песен и т.д.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Дата | Примечания | ||
план | факт | ||||
1
|
Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
2 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. | ||||
3 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. | ||||
4 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. | ||||
5 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. | ||||
6 | Онлайн мастер-класс. Декупаж «Значки со стразами» | ||||
7 | Онлайн мастер-класс. Живопись шерстью «Осенний ежик» | ||||
8 | Онлайн мастер-класс «Живопись акрилом» | ||||
9 | Выездной мастер-класс по кулинарии | ||||
10 | Беседа «Вредные привычки» | ||||
11 | Выездное мероприятие в федеральный отряд МЧС: профессия спасатель и кинолог. Игры с собаками. Показательные выступления | ||||
12 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. | ||||
13 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда «Живопись акрилом» | ||||
14 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда «Изготовление снеговика» | ||||
15 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда «Декор новогодней фоторамки» | ||||
16 | Онлайн мастер=класс благотворительного фонда «Декупаж Новогодних шаров» | ||||
17 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда «Живопись акрилом» | ||||
18 | 1.Офлайн мастер-класс благотворительного фонда «Браслеты желаний из натуральных камней»
2. Дискотека «Новогодний калейдоскоп» |
||||
19 | 1. Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. «Роспись пряников»
2. Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» |
||||
20 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. Живопись акриловыми красками | ||||
21 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. «Роспись шаров» | ||||
22 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда. «Роспись футболок» | ||||
23 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
24 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
25 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
26 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
27 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
28 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
29 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
30 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
31 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
32 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
33 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
34 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
35 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
36 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
37 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
38 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда | ||||
39 | Онлайн мастер-класс благотворительного фонда |
- Духовно-нравственное, культурное воспитание
Цель: сохранение духовно-нравственного здоровье детей. Приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
Календарно-тематическое планирование
№ | Формы работы | Дата |
Примечание |
|
План | Факт | |||
1 | Занятие на тему «Заповеди нашего класса»
|
|||
2 | Час общения на тему «О дружбе» | |||
3 | Занятие на тему «Я отвечаю за свои поступки» | |||
4 | Занятие на тему «Афоризмы о культуре общения» | |||
5 | Игровое занятие «Я отвечаю за свои поступки» | |||
6 | Занятие-практикум на тему «Твоя комната» | |||
7 | Занятие на тему «В мире мудрых мыслей» | |||
8 | Занятие на тему «Познай самого себя» | |||
9 | Занятие на тему «Мои достоинства и недостатки» | |||
10 | Игровое занятие на тему «Поговорим об ответственности» | |||
11 | Просмотр фильма, беседа об увиденном на тему «Конфликты» | |||
12 | 1. Занятие практикум на тему «Твори добро»
2. Встреча с инспектором по пропаганде БДД «Безопасность движения по улицам и дорогам». Просмотр и обсуждение видео и презентации |
|||
13 | Беседа на тему «Правда и ложь» | |||
14 | Занятие-практикум с игровыми элементами на тему «Учимся быть культурными» | |||
15 | Занятие на тему «Внутренняя и внешняя красота человека» | |||
16 | Занятие на тему «Мое место в жизни» | |||
17 | Занятие на тему «Что такое красивый поступок?» (разбор примеров из жизни группы) | |||
18 | 1. Занятие на тему «Выдающие имена России»
2. «Что с тобой произошло интересного в 2021 году?» |
|||
19 | 1. Этическая беседа «Не стесняйся своей доброты»
2. Посещение ёлки в парке «Дербышки», «Веселые горки». Катание на ледянках, ватрушках |
|||
20 | Занятие на тему «Важно никто ты, а какой ты»
|
|||
21 | Занятие-практикум на тему «Я тебя прощаю» | |||
22 | Занятие-практикум на тему «Знаете ли вы этикет?»
|
|||
23 | Занятие на тему «Привычки хорошие и плохие»
|
|||
24 | Занятие на тему «Жадность» | |||
25 | Занятие на тему «Чем богат наш край?» | |||
26 | Занятие на тему «Что такое духовное и материальное богатство человека?» | |||
27 | Занятие на тему «Такие разные и такие похожие» | |||
28 | Занятие на тему «Легко ли человеку, если он один?» | |||
29 | Занятие на тему «Традиции татарского народа» | |||
30 | Занятие-практикум на тему «Добро творить – себя веселить» | |||
31 | Занятие на тему «В мире и согласии» | |||
32 | Занятие на тему «Традиции русского народа» | |||
33 | Диспут «Почему нельзя брать чужое?» | |||
34 | Занятие на тему «Не ленись – во благо людям трудись» | |||
35 | Занятие на тему «Осторожно терроризм» |
- Гражданско-патриотическое воспитание
Цели: формирование патриотических чувств, общей культуры. Воспитание чувства любви к Родине, интереса к истории Отечества, Малой родине, своему народу.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п |
Форма работы | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | «Я – гражданин России» | |||
2. | Мир вокруг нас и наше поведение | |||
3. | «Памятные страницы истории моей Родины» | |||
4. | Правила поведения учащихся. Ученик и учитель. | |||
5. | С любовью к России» История страны и её символы | |||
6. | Государство и права детей | |||
7. | Родина – это часть тебя | |||
8. | «Овеянные славою, герб наш и флаг» | |||
9. | «Я и общество»
Беседа, обсуждение ситуаций |
|||
10. | «День народного единства и примирения»
Рассказ, беседа. |
|||
11. | День толерантности: «В кругу друзей Земли необъятной» | |||
12. | «Как научиться любить свою Родину и быть ее патриотом?» | |||
13. | 1. «Наши земляки – известные люди»
Беседа, обсуждение. 2. Круглый стол. «Защита прав несовершеннолетних. Административная ответственность» 3. Классный час « Я и мои права» |
|||
14. | «День Конституции РФ» | |||
15. | Рассказы о Родине | |||
16. | «Патриотизм народа России». Беседа | |||
17. | Памятные места нашего города | |||
18. | Как отмечают Новый год в разных странах? | |||
Просмотр новогодних телепередач. Семейное чаепитие «С Новым годом»! | ||||
19. | 1. Праздники нашей Родины – Рождество
2. «Рождество к нам пришло». Изготовление ангелочка. |
|||
20. | «Великие люди русского языка» | |||
21. | Эстафета памяти «Дыша одним дыханием с Ленинградом…» | |||
22. | Дни воинской славы России – 2 февраля разгром фашистов под Сталинградом | |||
23. | Выдающиеся имена России. А.Н.Толстой | |||
24. | День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германией | |||
25. | Всемирный день родного языка | |||
26. | День памяти подвига 6-й роты псковских десантников | |||
27. | Звездный час «Сохраним природу России» – игра. | |||
28. | «Обычаи и традиции русского народа – Масленица». | |||
29. | «В жизни всегда есть место подвигу | |||
30. | «Азбука правовой культуры»
Беседа, обсуждение ситуаций |
|||
«Легендарные летчики Великой Отечественной войны» | ||||
31. | Дни воинской славы России – победа русских воинов на Чудском озере | |||
32. | «Ю.А.Гагарин – человек мира» | |||
33. | «Моя малая родина» | |||
34. | «1 Мая – День труда и весны». История праздника | |||
35. | «Ничто не забыто – никто не забыт» | |||
36. | История про Георгиевскую ленточку | |||
37. | «Великие полководцы России» | |||
38. | День пограничника |
Культурное воспитание
Целью формирования базовой культуры личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в целостном педагогическом процессе является создание условий для выбора каждой личностью своей линии поведения, способа существования и, как следствие, формирование личности, способной к успешной социализации.
Трудовое воспитание
Цели: предоставление возможности и условий каждому ребенку для приобретения максимальной независимости: овладения необходимыми умениями и навыками, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность.
Формы организации занятий: беседы, диспуты, практическое выполнение работы.
Основные принципы: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать воспитанники.
Календарно-тематическое планирование (культурное)
№
п/п |
Форма работы | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | Занятие «Этичные и неэтичные поступки» | |||
2. | Практическое занятие «Поступки человека и его характер» | |||
3. | Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» | |||
4. | Занятие «Поделись улыбкою своей» | |||
5. | Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Два товарища» | |||
6. | Деловая игра «Мы идем в театр» | |||
7 | 1. Правовая викторина
2. Беседа «Права несовершеннолетних» с показом видео и презентации. |
|||
8. | Деловая игра «Мы едем в транспорте» | |||
9. | Сюжетно-ролевая игра «Правила этикета в гостях» | |||
10. | Занятие «Слово лечит» | |||
11. | 1. Викторина «Марафон вежливых слов»
2. Конкурс караоке-песен «Три белых коня». |
|||
12. | Занятие «Мимика, жесты и позы в нашем общении» | |||
13. | Игра «Город вежливости» | |||
14. | Практикум «Сервировка стола. Правила поведения за столом» | |||
15. | Занятие «Народные игрушки. Дымковская игрушка» | |||
16. | Беседа о народных художественных промыслах «Кружевные сказки». Знакомство с картиной В. Тропинина «Кружевница» | |||
17. | Заочное путешествие по Московскому Кремлю | |||
18. | Ситуативная беседа-игра «Встречают по одежке, провожают по уму» | |||
19 | Познавательное занятие. Игровые ситуации. «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |||
20. | Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Сказка об Этикете» | |||
21. | Занятие «Знакомство с картинами известных художников» |
Календарно-тематическое планирование (трудовое)
№
п/п |
Форма работы | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | Профориентационная игра «Все работы хороши!» | |||
2. | Беседа-разговор «Дружба с веником и тряпкой (как я могу сам себя уговаривать?)» | |||
3. | Занятие «Как труд людей разрушает или спасает нашу планету» | |||
4. | Сюжетно-ролевая игра «Строитель» | |||
5. | Практикум «Работа с иглой (штопка, пришивание пуговиц.)» | |||
6. | Занятие «Фея трпудолюбия» | |||
7. | Практикум «Работа с крючком (вязание покрывало, подушек)» | |||
8. | Ручной труд «Умелые руки не знают скуки. Приготовление новогодних открыток» | |||
9. | 1. Просмотр видео-подборки о разных профессиях
2. «Зимние травмы». Инструктаж по охране жизни и здоровья детей. 3. Просмотр мультфильмов «Ура, каникулы!» |
|||
10. | Игра «Кому без них не обойтись?» | |||
11. | Игра «Что сначала, что потом?» | |||
12. | Практикум «Уход за личными вещами. Мелкий ремонт» | |||
13. | Занятие «Что такое «мода» или сколько вещей нужно человеку?» | |||
14. | Ручной труд «Изготовление поделок оригами» | |||
15. | Практическое занятие «Работа в уголке книг: подклеиваем порванные книги» | |||
16. | Чтение и обсуждение рассказа А.Ивича «Как вата на кусте растет?» | |||
17. | Практикум «Уход за комнатными растениями» | |||
18. | Занятие «Кому мы должны сказать «Спасибо!» за хлеб на нашем столе?» | |||
19. | Уроки мужества «Люди героических
профессий» |
Генеральная уборка /хозяйственно-бытовой труд
Цель: усвоение норм общественного поведения, позволяющего активно участвовать в труде и общественной жизни, приобщать к социальной и культурной жизни общества.
- Экологическое воспитание
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Форма работы | Дата | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1. | Практическое занятие «Генеральная уборка комнат. Гигиена жилого помещения» | |||
2. | Занятие-практикум «Пришивание пуговиц» | |||
3. | Экологический десант «Борьба с Королем мусора» | |||
4. | Занятие-практикум «Мелкий ремонт одежды» | |||
5. | Занятие-практикум «Обустройство и уборка квартиры» | |||
6. | Занятие-практикум «Самый лучший шкафчик» | |||
7. | Занятие-практикум «Учимся штопать носки и пришивать пуговиц» | |||
8. | Занятие на тему «Помоги птицам» | |||
9. | Занятие на тему «Встречают по одежде» | |||
10. | Занятие на тему «Земля – наша кормилица» | |||
11. | Занятие-практикум на тему «Стирка мелких вещей» | |||
12. | Занятие на тему «Средства ухода за обувью» | |||
13. | Практическое занятие «Удаление пыли со столов, стульев, подоконников, мебели» | |||
14. | Конкурс экологических плакатов и рисунков на тему «Мы в ответе за нашу планету» | |||
15. | Занятие-практикум «Уход за меховыми вещами» | |||
16. | Занятие-практикум на тему «Приемы работы при ручном шитье. Штопка, стирка и глажение белья» | |||
17. | Занятие-практикум: «Опрыскивание комнатных растений» | |||
18. | 1. Занятие-практикум: «Ежедневная уборка»
2. Танцевальный марафон-попурри «Танцы народов мира» |
|||
19. | 1. Занятие на тему «Планета в твоих руках»
2. Викторина «В гостях у сказки» |
|||
20. | Занятие-практикум «Мелкий ремонт верхней одежды» | |||
21. | Занятие-практикум «Сухая и влажная уборка помещения» | |||
22. | Занятие на тему «Экология и здоровье человека» | |||
23. | Занятие-практикум на тему «Просушивание намокшей одежды» | |||
24. | Беседа на тему «Как мы можем помочь природе?» | |||
25. | Занятие-практикум на тему: «Чистка дорожек и ковров» | |||
26. | Занятие-практикум на тему «Уход за посудой, приспособления и средства для мытья посуды» | |||
27. | Занятие-практикум «Создание уюта в группе. Уход за цветами» | |||
28. | Беседа на тему «Культура поведения в природе» | |||
29. | Занятие-практикум «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки?» | |||
30. | Занятие-практикум «Мелкий ремонт верхней одежды» | |||
31. | Занятие на тему «Путешествие в мир экологии» | |||
32. | Занятие на тему «Встречают по одежке» | |||
33. | Занятие-практикум «Опрыскивание комнатных растений» |