Работа с детьми с ОВЗ на уроках математики с применением инновационных технологий

№ 197

Люция ГИЛЯЗЕВА,

учитель математики Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья
Инновационные технологии – это тот инструментарий, который позволяет добиться активного вовлечения обучающегося в процесс, объяснить и внедрить материал занятия в удобном для восприятия формате, не исключая творческую сторону задания.
Необходимо отметить, что преподаватель в коррекционной школе при планировании урока должен подготовить не только материалы, способствующие доступному объяснению той или иной темы, но и каждый раз включать в план определённые механизмы, цель которых – интеграция ребёнка с ОВЗ в современное общество. Таким образом, здоровьесберегающие и игровые технологии, работа в группе, доступные благодаря инновационным технологиям применяются с целью развить таланты и способности ребёнка с ОВЗ, формировать представление об окружающей среде и правилах его функционирования, умения быть частью команды.
Планирование занятия в рамках современности уже представляется невозможным без использования презентации, визуальных или аудиоматериалов и динамичной физкультурной паузы так же с использованием видео. Популярность этих элементов информационных технологий объясняется удобством изложения материала и более быстрым восприятием материала со стороны обучающегося. Немалую роль играет и зрительная память.
Кроме того, использование ИКТ позволяет поддерживать интерес обучающегося по отношению к материалу в течение всего урока, преподнося материал в визуальной, слуховой и ассоциативной форме. Игровые технологии позволяют обучающемуся почувствовать себя главным действующим лицом, так обеспечивается максимальная вовлеченность в процесс изучения. Для этого необходимо работать в командах, создавая дух соперничества или же позволить каждому ученику быть лидером, быть самым ответственным за проделанную работу в рамках того или иного проекта. Те обучающиеся, которые с трудом справляются с математическими задачами, могут так же проявить себя с творческой, организационной сторон. Это позволит им почувствовать себя наравне с другими обучающимися и укрепит мотивацию.
Раньше центром процесса обучения являлся преподаватель, который выполнял 80 – 90 процентов всей работы. Возможность использовать элементы инновационных технологий позволяет ученику занять эту позицию, что влечёт за собой лучшую подготовку к занятию, возможность более тесного взаимодействия обучающихся внутри класса при объяснении и ответе на вопросы со стороны сверстников. Так же это способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности.
Разные виды математических раздач предполагают использование тех или иных элементов ИКТ. Так, решение задач на измерение площади, размера предметов или фигур можно отобразить на презентации в 3D формате, что позволит воспринять фигуру не абстрактно, а в соответствии с его реальным видом.
Решение задач по типу сложения, вычитания, умножения и деление можно осуществлять не только с помощью чисел, но и с помощью знакомых ученикам предметов, двигающихся на экране. Взаимодействие с привычными объектами реальности позволяет ученику не испытывать тот стресс, который может быть связан с абстрактными, на первый взгляд, непонятными цифрами. Однако этот процесс должен сопровождаться и самими цифрами, для облегчения их адаптации в понимании учащимся математических конструкций.
Для достижения единства эмоционального и рационального элементов в обучении важно так же в комплексе применять здоровьесберегающие технологии, подстроив их под тему урока.
Ещё одним важным моментом является умение создать прочную связь между математикой и повседневными действиями учащегося. Так, этот предмет будет восприниматься не как часть школьной дисциплины, а как важный навык. Для этого можно отрабатывать сценарии проблемных ситуаций по типу расчёта суммы в магазине, или раздела предмета или суммы на равные части. Такие ролевые игры могут сопровождаться соответствующими видеоматериалами (мультфильмы, социальные ролики). Это позволит интеграции ученика в общество проистекать с раннего возраста.
Работа с детьми с ОВЗ предполагает большую ответственность за их эмоциональное и психическое состояние в том числе. Поэтому во избежание нагрузок, учитель должен уметь гармонично и равномерно распределять способы работы на занятиях, позволяя ученику высказывать свои идеи и ощущения от проделанной работы.