Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка
№ 194
Гузель ЗАРИПОВА,
учитель английского языка I квалификационной категории Большенуркеевской средней школы Сармановского района
Жизнь не стоит на месте, а всегда идет. Меняется мир, меняется человек, меняются задачи образования. Современное образование ставит перед учителем новые требования. В качестве основной цели школы на первый план выступает задача формирования таких свойств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически мыслить, защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания и применять их для творческого преобразования действительности.
Методическая тема, над которой я работаю – «Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка через применение разных педагогических технологий». Тема актуальна тем, что является одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, и отвечает требованием ФГОС. Цель обучения иностранным языкам – развитие личности учащихся, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им.
Коммуникативные УУД – это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.
При обучении коммуникативным УУД я стараюсь использовать информационно-коммуникативные технологии, технологию проблемного обучения. Самыми активными являются метод проектов и игровая технология.
Я бы хотела остановиться на методе проектов, который способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит – работает на социализацию личности. Проектная деятельность учащегося является итогом всей его работы по заданной теме и, как правило, проводится на заключительном этапе изучения темы, когда учащиеся в достаточной степени овладели лексическим материалом и могут оперировать им в речи. Но метод проектов успешно можно применить на любом уроке, превратив игры в мини-проекты.
Хочу привести примеры:
Name top-5
Лексика: hobbies, interests, leisure time activities.
Учеников нужно разбить на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа должна составить список лучших вещей и явлений, а затем представить его классу. Перечислить топ-5 недостаточно: нужно объяснить свой выбор и подготовиться к вопросам учителя и учеников. Можно разрешить ученикам пользоваться смартфонами, чтобы найти факты и изображения для устной презентации.
Create a superhero
Лексика: numbers, colours, body parts, food, modal verbs.
Задание подходит для групповой и индивидуальной работы. Ученики создают дизайн супергероя или супер злодея, придумывают имя, историю и супер способности, а также слабости и др. прежде чем приступать к самостоятельной работе, необходимо вместе с классом составить описание уже существующих супергероев, а описание оставить на доске.
Story about myself
Для этого используют все слова на букву своего имени из разных категорий.
Например, My real name is Ferdinant. But my friends call me Frankenstein. I’m fifty-four. I’m funny and fluffy. I’ve got fifty fingers and five feet. I can turn foxes into frogs. I like foggy February Fridays.
Describe a picture
Лексика: numbers, colours, house, furniture, there is/there are.
Выбрать изображение, например, картинки с отличиями для младшей группы или кадры из фильма – для старшей. Изображение дается одно на группу или одно на пару. Ученики должны посмотреть на изображение и описать его по одной из предложенных схем:
– перечислить все предметы на картинке, назвать место действия, время действия и основных персонажей;
– описать, какого цвета предметы на картинке, как выглядят люди, во что они одеты, какие эмоции испытывают;
– что происходит на картинке, кем персонажи приходятся друг другу, что они будут делать дальше;
– охарактеризовать общее впечатление от картинки, какой предмет кажется наиболее полезным, какой персонаж нравится больше и почему.
Time travel texting
Лексика: ways of describing people.
В качестве говорите о людях, которыми восхищаются ваши учащиеся. Кто они и какие именно их качества в них впечатляют? Какими станут «Будущие я» ваших учеников , если они будут ориентироваться на эти качества?
После этого попросите написать 5 – 10 смс, адресованных от своих «future self» себе настоящим. Послания могут быть шутливыми, вдохновляющими, предостерегающими.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.