Музыка в кино

№ 191

Мария МУЗИЛЕЕВА,

учитель искусства I квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани

Цель: раскрыть роль музыки в кинематографе: в кино, мультфильмах, рекламе.

Задачи:

– развивать у учащихся интеллектуальную культуру, познавательный интерес;

– развивать умение ориентироваться в большом объеме информации, выделяя главное;

– воспитывать чуткое отношение к искусству;

– вспомнить музыку к кинофильмам разных времен.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Оборудование: проектор, колонки, фортепиано, планшет или телефон, раздаточный материал.

Ход урока

(Деление на группы. Входя в класс, ребята выбирают «цвет» стола (красный, синий, желтый или зеленый) и занимают свои места.)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждет увлекательный и интересный урок. Обратите внимание, что вы разделились на 4 группы.

Я прошу выбрать в каждой команде капитана. У вас 10 секунд.

Посмотрите, пожалуйста, на ваших столах есть таблички. Я прошу капитанов зачитать классу то, что на них написано. (Ребята по очереди зачитывают слова: музыка, живопись, литература, театр.) Что это за слова?

Учащиеся. Это – виды искусства.

Учитель. Верно! Но все они являются частью искусства, о котором мы будем сегодня говорить. Какое искусство объединяет в себе и литературу, и живопись, и музыку с театром? (Ребята предлагают варианты. Если не называют верный, можно показать слайд с кадрами из известных фильмов разных времен: немое, отечественное, современное.)

Учитель. Конечно, это кино! А теперь, помня, что мы на уроке музыки, назовите, пожалуйста тему нашего урока.

Учащиеся. Музыка в кино.

Учитель. Молодцы!

У вас на столах есть чистый лист. Каждая команда сейчас должна написать три вопроса, ответы на которые вы хотите получить в завершении занятия.

Я даю вам на это 3 минуты. (Те, кто сидят напротив своего капитана, читают вопросы, составленные командой. Например: Когда зародилось кино? Кто создал первый фильм? Легко ли писать музыку к кино?)

Учитель. Молодцы! У вас получились интересные и глубокие вопросы.

На них мы сегодня обязательно ответим. (Учитель раздает листы с исторической справкой о создании кинематографа.)

Учитель. История кинематографа гласит, что 1895 году братья Люмьер создали и запатентовали легкий кинопроектор, который назвали синематограф, с помощью которого они сняли более тысячи короткометражных фильмов, Большинство из них изображали сцены из повседневной жизни.

Прочитайте историческую справку и ответьте на вопрос, было ли устройство, которое предшествовало синематографу?

Ученик. В 1891 году Томас Эдисон и Уильям Диксон придумали кинетоскоп.

Учитель Ребята, а что он из себя представлял?

Ученик Это был шкаф с окном, через которое человек мог видеть иллюзию движущегося изображения. Перфорированная полоса из целлулоидной плёнки  прокручивалась между лампочкой и линзой, через нее зрителям показывали отдельные моменты, снятые кинетоскопом, на киностудии Эдисона.

Учитель. Кинетоскоп очень быстро обрел популярность, проводились демонстрации в вестибюлях гостиниц, в парках развлечений. И затем такие кинотеатры открылись по всей стране. Когда друзья предложили Эдисону спроецировать изображения кинетоскопа для показа большей аудитории, он посчитал это менее прибыльным. Так как он не получил патент на свое изобретение, ряд изобретателей  начали копировать кинетоскоп, дорабатывать, экспериментировать. Но именно изобретение  братьев Люмьер добилось наибольшего коммерческого успеха. Поэтому они вошли в историю как создатели кинематографа.

Какой день считается днем рождения кино? (Ответ в исторической справке.)

Ученик. 28 декабря 1895 г. В этот день впервые был показан коммерческий фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». (Просмотр фильма с комментарием учителя.)

Учитель. Зрители убегали в ужасе из кинотеатра. Им казалось, что поезд едет прямо на них и вот-вот задавит.

Сейчас я предлагаю еще раз посмотреть этот фильм, но уже с музыкой. (Учитель играет веселую танцевальную музыку.)

Учитель. Скажите, пожалуйста, ребята, что вы заметили, почувствовали при повторном просмотре?

Учащиеся. Стало веселее, поменялось настроение, появилась легкость, непринужденность.

Учитель. Верно и людям того времени быстро стало ясно, что музыка кино необходима. Демонстрации сопровождали пианисты, трио или даже оркестры. Такого музыканта называли «Тапер». Третья команда, пожалуйста найдите и прочитайте определение вслух. (Ребятам этой команды  предоставлен планшет или телефон с доступом в интернет.)

Ученик. Тапер – это музыкант, чаще пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на балах, вечерах, впоследствии – немые фильмы.

Учитель Спасибо. Скажите, а любой музыкант мог быть тапером?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Хорошо, а какими навыками тогда он должен был обладать?

Учащиеся. Он должен быть наблюдательным и уметь импровизировать.

Учитель. Молодцы, вы правы! Тапер должен был быть очень талантливым импровизатором. Но такие встречались не всегда. И существовали специальные альбомы-рекомендации, в которых была собрана музыка разных жанров.

Посмотрите на экран и сопоставьте жанр фильмов с музыкой.

Мелодрама                                                           Галоп

Комедия                                                               Песенная, романсовая музыка

Приключения                                                      Юмореска, скерцо

Учитель. Вы отлично справились! Молодцы!

По началу таперы были очень востребованы, но к 1930-м годам практически исчезли. Как вы думаете почему?

Учащиеся. Музыку стали записывать. Например не везде мог сыграть оркестр, а он давал более глубокое и красочное звучание, обогащал фильм.

Учитель. Верно. Это связано с появлением звукозаписывающих устройств, с развитием звукового кино. Каждый фильм стал получать свою собственную  музыкальную фонограмму.

Работа с исторической справкой

6 октября 1927 г. считается днем рождения звукового кино.

– Премьера какого фильма состоялась в этот день? («Певец Джаза»)

– А как назывался первый советский звуковой фильм? («Путевка в жизнь», 1 июня 1931 г.)

Учитель. Молодцы! Композиторы начали сочинять музыку специально для фильма. Часто это было результатом сотрудничества композитора и режиссера. Как например создание музыки к фильму «Александр Невский», является результатом совместной работы режиссера Сергея Эйзенштея и композитора?

Учащиеся. Сергея Прокофьева

Учитель Верно. Он был мастером закадровой музыки и один из первых начал применять прием «психологической атаки». Как вы это понимаете, ребята?

Учащиеся. Нагнетается эмоциональное состояние зрителя за счет музыки, растет тревога.

Учитель.  Отлично! А благодаря еще одному великому русскому композитору Дмитрию Шостаковичу ( как часто мы думаем о нем, как о создателе только академической музыки) появилась новая традиция киномузыки – песня, которая часто становится визитной карточкой фильма.

Согласитесь, что порой стоит нам только услышать музыку, как мы легко узнаем, откуда она.

Музыкальная викторина

(Учитель включает музыку из известных фильмов, учащиеся должны определить название фильма. ( Например: «Приключения Электроника», «Мери Поппинс, до свиданья», «Пираты Карибского моря», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.)

Рефлексия по вопросам заданным учащимися

Учитель. Давайте вернемся к вопросам, которые вы написали в начале урока и ответим на них. Вторая команда отвечает на вопросы первой, третья – второй, четвертая – третьей, а первая –четвертой. (Учащиеся отвечают на вопросы друг друга)

Учитель. Обращаясь к теме урока, хочу, чтобы мы ответили на главный  вопрос: зачем музыка в кино? И ответим мы после того, как сыграем в небольшую игру-импровизацию.

У меня есть заготовки небольших сценок. Я буду играть музыкальное сопровождение. А учащиеся из двух команд по очереди сымпровизируют сценку, в которой участвуют до двух человек. Не волнуйтесь, они не трудные. Выберете карточку. Выберете, кто будет импровизировать.

Давайте встретим ваших отважных одноклассников аплодисментами! (Учащиеся аплодируют, пока участники выходят к доске)

Я даю вам буквально несколько секунд собраться с мыслями и договориться. Сценку необходимо будет сыграть два раза. (Учитель импровизирует на фортепиано. Учащиеся играют молча, активно  включая мимику, жесты. Второй раз учитель меняет характер музыки, а ребята играют то же самое. Если нет возможности сыграть на фортепиано или другом инструменте, то можно подготовить  заранее не очень популярные музыкальные фрагменты. Задача игры: уловить связь музыки с восприятием  действия. В идеале все, особенно зрители почувствуют, что в зависимости от характера музыки, одно и тоже действие может приобретать разный смысл.)

Пример сценки. Женщина ждет вестей с войны, заходит почтальон, в  его руках  конверт. Но неизвестно, это письмо  сына с фронта  или похоронка. Она берет конверт в руки, читает и поднимает глаза в «зрительный зал».

Учитель. Молодцы! Аплодисменты нашим юным актерам! Скажите пожалуйста, что вы заметили? (Учащиеся делятся впечатлениями)

Учитель. Возможно ли без музыки показать горечь разлуки, радость встречи, опасность, подстерегающую главного героя?

Учащиеся. Нет, музыка помогает и раскрывает образ.

Учитель. Кинематограф, возникший из технического изобретения, изначально не имевший с искусством ничего общего (даже братья Люмьер не ожидали ничего великого), стал им благодаря чему, как вы считаете? Учащиеся. Актерскому мастерству, сценарию, музыке, режиссерской работе…

Учитель. А что из этого было первым и остается по сей день значимой частью любого кинофильма?

Учащиеся. Музыка.

Учитель. Да, верно. Музыка может без кино, а кино без музыки – нет. В этом и заключается ее великая роль в киноискусстве.

Благодарю вас за урок! До свидания!