Огонь – друг человека и враг для человека

№ 190

Эльмира МУСТАФИНА,

воспитатель Большетиганской  основной  школы им. Абдуллы Баттала Алексеевского района  

Цель: познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека.

Задачи:

дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг;

формировать умения реально оценивать возможную опасность, умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнем;

– воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Материалы к занятию: компьютер, презентация, видеоролик, выставка книг С.Маршака, модули с изображением различных предметов.

Ход занятия

Воспитатель (читает загадку, в презентации появляется рисунок огня).

Чуть родился – он забавный,

Тихий, слабый, но коварный.

Подрастет – трещит и жжется,

Роем искр опасно вьется

И, танцуя на углях,

Вызывает часто страх. Что это такое? (Огонь.)-

Воспитатель. Ребята, верно. Значит, мы с вами поговорим сегодня о чем? (Ответ детей.)

Воспитатель. Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.

Конечно же, он помогал людям бороться за существование. Так же помогал людям готовить пищу, еду для проживания. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

Так и проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше, изучали его. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.

Но когда забывают об осторожности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Пожары могут возникать по нашей вине, или по халатности соседа, или по причине природной стихии (молния, земле­трясение), неисправности электросети, и тогда врывается в наши судьбы, в судьбы целого народа огненная беда.

Сегодня наше ОД поможет провести один очень умный, маленький, и добрый сказочный персонаж. Как вы думаете кто он такой? (Ответы детей.) Воспитатель. Ребята, это – домовой. А вы знаете кто такой домовой, где живет? (Ответы детей.)

Воспитатель. Давным-давно, когда наши предки уходили из дома, они никогда не закрывали свои дома, существовало, поверье, что дом охраняет от воров, от пожаров, и других неприятностей домовой. Никто никогда не видел его, ну так как от делал только добрые дела, позже его сделали сказочным персонажем. Смотрите: вот и он к нам и в гости пришел. Здравствуй, дымовёнок!

Дымовёнок. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дымовенок. Как вы думаете почему у меня такое имя? (Ответы детей.)

Дымовёнок. Ребятки, назвали меня так, потому что я живу в ваших домах и охраняю их от пожаров. Всем известно с древности дыма без огня не бывает.

А сейчас я вам дарю подарок. (Дает конверт.)

Воспитатель. А что там интересного, давайте посмотрим. Ой, пазлы.

Дымовёнок. А вы его собирайте и догадайтесь, что получится?

Дети. Огонь.

Дымовёнок. Да, это – огонь. (Показывает символ огня.) А хотите сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь – друг человека и огонь враг для человека».

«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого». Как вы думаете, почему? (Ответ детей.)

Дымовёнок. «Он сжигал всё подряд. И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом». Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь?

Дети. Приготовить еду, согреться и.т.д.

Дымовёнок. Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение.

Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия.

Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает  наши дома, улицы. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.

Воспитатель. А теперь скажите, от чего может возникнуть пожар?

Дети. От спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных электроприборов и т.д. (Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Пожар».)

Цель: учить детей внимательно слушать друг друга, вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Воспитатель. В городах есть дома большие и малые. Люди в разных домах живут. Большие многоэтажные дома отапливаются батареями с горячей водой. А малые частные дома чем отапливаются? (Ответ детей.)

Воспитатель. Да, печкой. Печка такая уютная, теплая. А как вы считаете, печка может быть причиной пожара? (Ответ детей.)

Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.Маршака «Пожар».

Воспитатель. А чем опасна печь в доме? Почему нельзя без разрешения взрослых трогать заслонку, открывать печную дверцу? (Ответ детей.)

Воспитатель. Таким образом, не открывайте без разрешения взрослых печную дверцу. Особенно в данное время у всех на двориках есть специальные печки для приготовления плова и шашлыка. Оттуда может выскочить раскаленный уголёк или искра и стать причиной пожара.

Интерактивно дидактическая игра «Что горит и что не горит?»

Цель: формировать внимание речь, учить классификации предметов по признакам возгорания.

Воспитатель. Ребятки, мы с вами узнали, что огонь бывает добрый и злой, Дымовёнок хочет напомнить вам правила обращения с огнем. (Закрепление пройденного материала.)

Дымовёнок. 

Что запомнить мы должны?

Спички детям … (не нужны).

Помните, дети пожары бывают,

Когда про включенный утюг забывают.

Сам к плите не прикасайся,

Лучше взрослых дожидайся.

Надо помнить, надо знать!

Пух опасно поджигать.

Воспитатель. Ребята, правил пожарных несложен урок,

Знай, выполняй их и помни, дружок!

Скажем спасибо Дымовенку и попрощаемся с ним.

Дымовёнок. До свидания, ребята, до встречи!.

Воспитатель. Думаю, что сегодняшнее ОД вам понравился, о нашей встречи и о сказке расскажите своим родителям, братишкам и сестрёнкам, знакомым.