Преодоление причин девиантного поведения нового ученика в классе

№ 188

Эльнара ХАЙРУЛЛИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №136  г. Казани

Тенденции развития отдельных наук вот уже несколько десятилетий направлены на смещение в сторону личностно-ориентированного акцента, что не могло не затронуть такую науку, как педагогика. Долгое время считалось, что основная и единственная функции педагогики касается только передачи культурной традиции от поколения к поколению. Но работая в школе, уже в начальных классах можно смело утверждать, что воспитание и образование уже не рассматриваются как внешний фактор воздействия на ученика, не сводится к простым действиям, направленным  на формирование знаний, умений, способностей, хотя именно с решения этих задач начинает работу учитель начальных классов.

Работа учителя начальных классов направлена не просто на формирование личности, а на развитие индивидуального, неповторимого в человеке. И уже на этой ступени педагог должен понимать, что мы должны не просто научить ребёнка пользоваться полученными знаниями, но и давать им субъективную оценку. Конечно трудно решить эту задачу, если не достигнуто взаимопонимание между учителем и учеником, а также учеником и коллективом класса.

Сегодня же мне хотелось бы поговорить не о методике обучения (разработок по ней предостаточно), а уделить внимание поведению школьника и решению проблем, связанных с нарушением установленных норм. Не секрет: если личность не умеет владеть собой, говорить порой самому себе «нет», заставлять себя делать «через не хочу» неинтересное, но нужное, вряд ли он достигнет определённых вершин. Но порой на пути к достижению цели возникают препятствия, которые педагогу следует научиться преодолевать вместе со своими воспитанниками. И этим препятствием является поведение учащихся.

Поведение школьника – это вершина айсберга, «подводную» же часть образуют система мотивов, потребностей, интересов и установок личности, особенности характера человека, его система отношений к социальному окружению и к самому себе, особенности восприятия и переживания личностью данной конкретной ситуации и др. и прав был М. Монтень, который говорил: «Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его».   В основном ученик должен  адекватно реагировать на требования, замечания педагога да и своего сверстника. Но порой в школьной практике приходится наблюдать обратное, а именно девиантное поведение школьника.

С точки зрения педагогики норма поведения – это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию. Нарушение же всех установленных норм и приводит к девиантному поведению учащихся, которое в настоящее встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе. Эта ситуация поставила  явление девиантного поведения в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Что же приводит к тому, что порой школьник нарушает все нормы поведения? Рассмотрим на примере появления нового ученика в классе. В прежней школе, в той, откуда он пришёл, все было по-другому: требования учителя были не столь высокими, как в этой школе, кабинет был другим, более уютным, как ему казалось, да и ребята приняли его настороженно. Всё это привело  к появлению умственной перегрузки, сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера, результатами учебной деятельности. Если эти болезненные переживания сочетаются с  отрицательными эмоциями, то это формирует комплекс неполноценности и, как следствие, возникает девиантное поведение: на все справедливые замечания ученик отвечает грубостью, отрицанием и нежеланием принимать какую-либо помощь. Не складываются также отношения и с одноклассниками, что приводит к выяснению отношений с применением физической силы. Что же делать классному руководителю?

Надо помнить, что появление нового ученика в классе не должно остаться без внимания учителя, который должен помнить: это событие всегда развивается по  одному и тому же сценарию. Ребята с интересом и осторожностью рассматривают и «исследуют» нового человека, узнают его и принимают решение: включить его в свою систему или сделать изгоем. Конечно, это огромный стресс для новенького. И очень многое зависит от его личных качеств, внешнего вида, интересов и успехов в учебе. Именно по таким параметрам оценивает группа нового человека в классе. И от этого зависит, какое место вновь пришедший  в классном коллективе. В результате новенький может стать «своим», может отделиться и приобрести статус «белой вороны», получив при этом причину для насмешек и издевательств. А может научиться соблюдать нейтралитет, что является самым сложным и требует определённых личностных качеств.

В любом случае главная задача классного руководителя – сделать процесс социализации более комфортным для всех сторон.

Прежде чем представить нового ученика классу, следует поговорить с ним, узнать, чем он увлекается, какие предметы нравятся ему больше всего. Если ученик застенчив и не любит рассказывать о себе, проведите анкетирование, пусть на вопросы отвечает самостоятельно, так как считает нужным. Немаловажное значение играет и беседа с родителями, из которой учитель узнает, как ребёнок учился и проявлял себя в предыдущей школе.

В доверительной беседе необходимо дать понять новенькому, что он всегда может обратиться за советом и помощью, что его просьба всегда будет рассмотрена и приняты меры.

Конечно же новенькому нужно время для акклиматизации. Возможно, будет необходимо познакомить  его с самым популярным учеником в классе, а лидера класса попросить помочь с адаптацией новенького в классе.

Немаловажным будет провести общеклассное мероприятие, посвящённое приходу нового ученика, где ребята выполнят групповое задание, что будет способствовать сплочению коллектива и принятию в него новенького. И в этом помогут советы психолога, задачи, которые тот может предложить, примерно такого типа:

– определение физических параметров класса (например, рост, вес, толщина бицепсов, ширина шага, длина носа, окружность талии и т.д.) В данных исследованиях (в отличие от медицинских) главное – определение суммарных показателей. Это значит, что все цифры записываются столбиком в разных графах на доске, затем суммируются и оглашаются: «Рост нашего класса – 42 м, длина ступни – 5,5 м и т.д.»;

– составление шуточной характеристики класса: ученики анонимно заполняют листочки с разнообразными вопросами: «Ваш любимый цвет?», «Ваша любимая музыкальная группа?», «Ваша любимая книга?» и т.д. Ответы на вопросы складываются в шапку, а затем учитель достает их и зачитывает вслух, как если бы эти ответы были обобщённым мнением всего коллектива: «Наш класс больше всего любит есть пельмени. В нашем классе все с утра до вечера смотрят фильм «Армагеддон»…»;

– изготовление талисмана класса, герба, девиза, первого выпуска классной газеты. Главное, чтобы в их создании принял участие каждый ученик класса. Первый способ: все ученики рисуют или придумывают девиз индивидуально, затем все рисунки крепятся к доске и путем голосования выбирается самый соответствующий классу портрет. Второй способ: рисунок (девиз, герб) создается сообща, прямо на доске или листе ватмана – все ученики по очереди берут мел, и каждый вносит свою линию, свой штрих в портрет талисмана. Первая газета также может быть исключительно простой (например, это может быть лист ватмана, к которому прикреплены очертания ладошек с написанными на них пожеланиями всему классу от лица каждого ученика);

– обмен комплиментами. Комплимент, как утверждают психологи, – это своеобразное словесное «поглаживание». А поглаживания нужны человеку не меньше, чем кошке. Организовать его можно по-разному. Можно провести «кольцовку» комплиментов, когда каждый ученик выслушивает приятные слова от предыдущего «оратора» и сам говорит их последующему. Можно устроить «дождь» комплиментов, когда из класса выбирается один ученик, а все остальные обязаны высказать в его адрес по одному положительному суждению. Комплименты могут строиться по схемам: «Что мне в тебе нравиться, так это…», «Я только сегодня заметил, что ты…», «Если б не ты, я бы никогда…» и т.д. Главное условие игры – чтобы каждый почувствовал хотя бы немного внимания персонально к себе;

Может следует первое знакомство с новеньким провести в форме игры. Игра – это тот вид деятельности, который позволяет снять напряжение, тревогу, агрессию, скованность, так как в игре поведение любого человека становится естественным. В начальных классах, например, стоит, не мудрствуя, пойти по такому пути: поиграть в «третий лишний», «ручеек» или др. несложную игру.

В более старших классах можно предложить усложненную, ролевую игру.

Если же вновь прибывший ученик никак не хочет проявлять себя, сближаться с коллективом и держится особняком, то стоит, наверное,  пригласить психолога, чтобы он разобрался в причине такого поведения, и построить индивидуальный маршрут в работе с таким учеником.

Таким образом мы устраним причины девиантного поведения учащегося, которые лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Задача педагога – помочь новому ученику адаптироваться в новом коллективе. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее учащийся формируется как член того общества, к которому он принадлежит. На определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.