Современные методы обучения и воспитания в рамках образовательной программы школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

№ 181

Гульнур ГАЛИУЛЛИНА

учитель географии и биологии I квалификационной категории Нурлатской школаы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, требует от педагога большого внимания не только к материалу урока, но и к методам преподавания с учётом особенностей каждого ученика. Для выполнения данной задачи требуется умение правильно сочетать традиционные методы образования с дистанционными и инновационными технологиями.

Если традиционные технологии способствуют развитию базовых навыков (чтение, письмо, речевое выступление), то использование компьютерных технологий (презентации, видео и аудио материалы) позволяют развивать воображение ученика, приспосабливая его к быстроменяющимся тенденциям современного мира. Другие  набирающие популярность методы обучения и воспитания, такие как игровые технологии, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, дают возможность выявить особенности каждого ребёнка и всего класса в целом.

Если составить более детальную характеристику данных методов обучения, начиная от простого к сложному, то стоит начинать с внедрения игровых технологий.

Игровые технологии – технологии, в основе которых лежит наиболее доступный для детей вид деятельности, направленный на быструю переработку информации и впечатлений, полученных из окружающего мира. Основным преимуществом данной технологии является яркое проявление особенностей воображения и мышления обучающегося, возможность физической активности и удовлетворение потребности в общении. Определённые правила, характерные для игры, формируют дисциплину, а музыкальное или иное ритмичное сопровождение оказывают положительное влияние на мозг и психику.

Игровые методики важны в достижении интенсификации процесса обучения. Таким образом можно преодолеть «барьеры» в усвоении материала у обучающегося, ведь в процессе урока он получает информацию в значительном объеме.

Основные функции этого метода:

обучающая функция. Игра служит усилению таких навыков, как внимание, память, адекватное восприятие информации;

функция выражения своего «Я». В менее формальной обстановке ученики могут продемонстрировать творческие способности;

коммуникативная функция.  Возможность для ученика установить контакт не только со сверстниками, но и с преподавателем;

функция коррекции. Игры развивают навыки ориентирования в жизненных ситуациях, формируют умение работать в команде.

По ФГОС одним из приоритетных направлений в процессе обучения является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий. Н.К.Смирнов – автор работы «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» – выступает за организацию учебного процесса без ущерба здоровью. Среди предложенных им методик педагог может выбрать наиболее подходящие для разных групп обучающихся. Помимо обычных, так называемых «физкультминуток», можно организовать уроки-прогулки (больше подходит для уроков биологии, природоведения). Не менее значимую роль играет пальчиковая гимнастика, в особенности важная для развития мелкой моторики рук у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

– осязательных ощущений;

– координации движений пальцев и рук;

– творческих способностей.

Широкую распространение получает и психогимнастика, целью которой является проведение психофизической разрядки; нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами; коррекция отклонений в поведении или характере.

Технологии разноуровневого обучения

В любых учебных заведениях во время занятий возникает проблема с дифференциацией обучающихся на разные уровни обучения. Особенно важно учитывать этот момент в школе-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Унифицированная программа и методика не обеспечивает полноценного развития и выявления способностей у каждого ученика. Это связано с тем, что отдельно взятый ребёнок имеет свой характер, свои интересы, потребности; сильное различие наблюдается и в темпераменте, памяти и мышлении, эмоциональной сфере.

Уровневая дифференциация не допускает разделения конкретно на «слабых» и «сильных». Тем не менее, это верный метод для подачи материала с единственным отклонением:

а) базовая информация+информация для расширения кругозора, или

б) базовая информация в совокупности с несколько упрощённым творческим заданием.

Этот метод имеет и свои недостатки, о которых нужно помнить учителю: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в отдельных группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. Чтобы исключить возможность появления такой проблемы, необходимо подходить к разделению на группы с разных точек зрения, учитывая не только умственные способности, но и взаимодействие обучающихся во внеучебное время.

Использование современных педагогических технологий в рамках образовательной программы в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.

Нельзя исключить тот факт, что педагоги иногда с осторожностью подходят к тем или иным новым методам преподавания и воспитания, потому что «новое» в этом случае становится синонимом к словам «непроверенное», «незнакомое». Однако при плавном внедрении этих методик в учебный процесс можно наблюдать возрастающий интерес обучающихся к этому «новому» способу структурирования занятий, не предполагающих собой исключительно один процесс «получения-отдачи» информации.

Огромное количество отечественных и зарубежных исследователей неоднократно во всеуслышание заявляет о необходимости реформ в школьной системе. И, хотя нововведения требуют длительного периода для адаптации, они всё же позволяют облегчить нагрузку на обучающихся с ОВЗ, не устраняя при этом возможности внести в регулярную учебную деятельность те действия, которые должны были бы стать привычными и вне класса. Увлекательно проведённые пальчиковая гимнастика или запоминающаяся «физминутка» могут пробудить в ребёнке интерес к своему здоровью, а игровые моменты создать ощущение защищённости и комфортную обстановку.

Работая в этом направлении, следует помнить слова Генри Форда, которые как нельзя лучше подходят для описания методики воспитания и преподавания в школе – «Энтузиазм – основа любого прогресса», и эффективность занятий полностью в руках педагога.