Объединение «Творческая мастерская» в лицее
№ 177
Надежда СИМУШИНА,
учитель технологии, педагог дополнительного образования многопрофильного лицея №187 г. Казани
«Если не будет улучшено воспитание, мы наплачемся с математикой, электроникой и космосом. Самое главное средство самовоспитания души – красота. Красота в широком смысле – и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми».
В. А. Сухомлинский
Младшие школьники – это дети от семи до десяти лет. В это возрастной период многие родителями задумываются, куда отправить ребенка на какие-либо дополнительные занятия. Чаще всего педагогически грамотные родители стараются организовать досуг ребенка с максимальной пользой для его развития и желательно, чтобы это было в стенах родной школы, чтобы не тратить время на дорогу. Можно привести ребенка в музыкальную, художественную школу, театральную студию, школу моделей, спортивную секцию или кружок по декоративно-прикладному творчеству. | Текстильные картины к 8 марта | ||||
Юные рукодельницы,учащиеся 1-4 классов | Современное общество оставляет для детского творчества все меньше свободного пространства, которое не заполняется детской фантазией, непосредственностью, своим виденьем, а заменяется взрослыми штампами, стереотипами и, как результат, готовыми наборами для творчества, продуктами массового производства. Сейчас в семьях очень мало встречается аутентичных и эксклюзивных вещей, таких например, как собственная резная деревянная люлька или самодельные игрушки, лоскутное одеяло, прикроватный коврик, с любовью сотканный бабушкой, ярморочная глиняная посуда и т.д. Эти предметы были наделены глубинным сакральным смыслом и эстетикой, а также несли воспитательную функцию: в простых и понятных сюжетах были скрыты азбучные истины, такие как понятие мира, добра и зла. | ||||
Дети перестали делать подарки своими руками (вкладывая в этот процесс свои положительные эмоции), а копят деньги и покупают, что-то готовое, не несущее в себе тепла созидания и доброго душевного порыва.Формирование, развитие и воспитание эстетического вкуса должно выйти на первый план и в школьном и в дополнительном образовании. | |||||
Объединение «Творческая мастерская» ведет свою деятельность с ноября 2020 года, целевая аудитория – учащиеся I – IV классов (девочки).Целью создания данного объединения стала не только организация дополнительного образования в стенах лицея, но необходимость повышения интереса и мотивации к изучению образовательной области Технология, а также формирование у учащихся эстетического вкуса к декоративно-прикладному творчеству и развитие творческой фантазии. | Подарки на Новый Год для родных и самых любимых своими руками. | ||||
Задачи объединения «Творческая мастерская»:
1. Повысить функциональную грамотность учащихся и повышения качества обученности.
2. Научить учащихся работать с швейными ручными принадлежностями, научит швейным ручным работам, познакомить с различными видами ручных швов и техникой их выполнения; познакомить с видами тканей, ниток, швейной фурнитурой; познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества.
3. Формирование эстетического вкуса к прикладно-декоративному творчеству.
Выделены и изучены основные категории эстетического вкуса, такие как эстетическая потребность, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и оценка, эстетическое чувство, стремление к эстетическому идеалу и эстетическое сознание, а также возрастные особенности их формирования и развития с помощью вовлечения воспитанников в активный процесс декоративно-прикладного творчества.
4. Подготовить учащихся к участию в различных творческих конкурсах и олимпиадах по технологии.
На первый взгляд может показаться, что это обычный кружок «Мягкой игрушки», но если разобраться и капнуть глубже, то мы очень удивимся, что через прикладной труд у детей развиваются глобальные компетенции.
По международным исследованиям PISA за 2018 год Россия находится на 33 месте (глобальная компетентность/функциональная грамотность), что является не лучшим показателем для нашей страны и республики в том числе. К 2025 году перед нами стоит задача войти в первую десятку стран мира.
Функциональная грамотность включает в себя:
– читательская грамотность;
– математическая грамотность;
– научно-естественная грамотность;
– финансовую грамотность. Все они, одни напрямую, другие косвенно, развиваются на занятиях «Творческой мастерской».
Читательская грамотность на занятиях развивается за счет работы с текстом (в нашем случае с инструкцией по выполнению работ), т.к. без осмысленного чтения и понимания, что за чем выполнять, как это сделать правильно, чтобы наше изделие получилось красивое и качественное, не возможно. | Одна из первых работ, подарок ко Дню Матери |
Математическая грамотность: расчет необходимого количества ткани, фурнитуры, сопутствующих материалов, построение чертежа, на основе которого выполняется выкройка изделия, в котором указывается количество деталей, размеры припусков для швов – все это залог качественного изделия.
Интерьерная «чердачная» игрушка | Научно-естественная грамотность: через изучения материалов, с которыми девочки работают, они узнают их особенности, характеристики, способы создания материалов. Узнают, что для прикладного-декоративного творчества возможно использовать и вторичное сырье (в нашем случает остатки ткани с швейного производства), что формирует в них и экологически правильные взгляды по вопросу потребления ресурсов. |
Финансовая грамотность: понимание затрат на производство того или иного изделия, формирования стоимости его при реализации на различных ярмарках (также наша цель на будущее развитие объединения) – формирует у учащихся правильное отношения и к финансовым ресурсам.
Таким образом, через ручной труд развиваются не только навыки самообслуживания (например, такие как умение пришить оторвавшуюся пуговицу), но и формируется и развивается эстетический вкус, а также происходит и формирование у учащихся глобальных компетенций. |