Звук и буква Ж

(Занятие в старшей логопедической группе)

Лилия САТТАРОВА, Эльмира ШАЙДУЛЛИНА,

учителя-логопеды I квалификационной категории детского сада № 314 г. Казани

Цели:

коррекционно-образовательные:

– уточнить произношение звука [ж];

– закрепить понятие «согласный звук»;

– закрепить умение узнавать и выделять звук [ж] в начале и в середине слова;

– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;

– упражнять в звуко-буквенном анализе;

коррекционно-развивающие:

– развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и логического мышления;

– развивать подвижность артикуляционного аппарата и общих речевых навыков;

– развивать умение детей определять последовательность звуков в заданном слове;

– развивать звуко-слоговые представления ребёнка;

– развитие координации речи с движением, мелкой моторики и тактильных ощущений (использование здоровьесберегающих технологий);

коррекционно-воспитательные:

– формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности;

– воспитание желания активно работать на занятии.

Оборудование: игрушка «жук», крышечки для звукового анализа, картинки; дидактическая игра «Ромашка», набор счетных палочек, индивидуальные зеркала, мячики-ежики.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Учитель-логопед.  Ой, ребята, вы слышите, кто то жужжит?

– Кто это?

– Правильно, это жук к нам залетел!

– Как он жужжит? Ж-Ж-Ж. Возьмите зеркало и произнесите звук [ж].

Звук [ж] – согласный (язычок создаёт преграду воздуху), он всегда твёрдый, звонкий. Поэтому мы будем обозначать его синим цветом.

  1. II. Основная часть

Игра « Поймай звук»

Учитель-логопед. А сейчас давайте мы с вами будем ловить ладошками звук [ж]. Если услышите звук [ж], поймайте его, хлопните в ладоши.

Учитель-логопед (произносит звуки, слоги и слова). Ж, м, б, ж, …; жа, га, жу, ма,…; Женя, живот, молоко, кровать, жираф…

Звуковая схема слова

Учитель-логопед. Молодцы, а сейчас давайте мы выложим звуковую схему слова ЖУК. (Дети из цветных крышек выкладывают звуковую схему слова.) Какой звук [ж]? Согласный, обозначаем его синим цветом. Какой звук [у]? Гласный, а гласный звук всегда обозначаем красным цветом. Какой звук [к]? Твердый согласный, обозначаем его синим цветом.

Игра « Выложи букву из палочек»

Учитель-логопед. Ребята, а вы помните, чем отличаются звуки и буквы? Правильно, звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Посмотрите на букву [ж]:

Эта буква все жужжит

Будто жук она летит

Ведь она издалека

Напоминает нам жука.

Выложите из счетных палочек букву ж.

(Дети выкладывают букву ж.)

Игра « Собери ромашку»

Учитель-логопед. Молодцы, ребята, но почему то наш жук загрустил. Что же случилось? Оказывается, ему подарили ромашку, но подул сильный ветер и все лепесточки разлетелись. Поможем жуку собрать лепесточки? Поможем. Но будьте внимательны, на каждом лепесточке есть картинка. Нам нужно будет взять только те лепесточки, на которых  картинки со звуком [ж]. (Дети подходят к столу, отбирают и кладут к серединке ромашки нужные лепесточки.)

– Вот какая красивая ромашка у нас получилась. Давайте еще раз назовем картинки на лепесточках.

– Жук обрадовался и говорит нам большое спасибо!

Игра «Чего не стало?»

Учитель-логопед. А сейчас он хочет поиграть с вами. Жук будет прятать картинку, а вы должны будете угадать кого или чего не стало.

Физминутка

Учитель-логопед. Какие вы молодцы! А сейчас подойдите все ко мне, немного отдохнем.

На поляне, над цветами

Жук летел навстречу с нами: (Дети ходят по кабинету, машут руками.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу. ( Останавливаются, произносят слоги.)

С вами тоже я дружу,

В прятки с вами я играю. (Закрывают руками глаза.)

Низко-низко приседаю. (Приседают.)

Игра с массажными мячиками-ежиками

Учитель-логопед. Ребята, давайте поиграем с мячиками-ежиками. (Каждому ребенку раздаются мячики.)

Этот ежик озорной,

Он колючий весь такой.

Вверх и вниз его катаем,

Наши пальцы развиваем.

1, 2, 3, 4, 5 – снова мы начнем играть!

Игра « Где живет звук?»

Учитель-логопед. Сейчас, ребята, вы должны будете определить место звука [ж] в словах. (Детям раздаются листочки с заданием.) Давайте вспомним, где может жить звук? Правильно, в начале слова, в середине и в конце слова. Перед вами картинки, под каждой картинкой есть звуковая схема. Определите место звука в слове и раскрасьте нужный квадратик синим цветом. Где находится звук [ж] в слове НОЖИ? Правильно, в середине слова. Закрашиваем синим цветом второй квадратик.

Слова: лыжи, жук, живот, пижама, ежик, жаба, ножницы, ножи.

III. Заключительная часть

Учитель-логопед. Жуку очень понравилось как все вы занимались! Но ему пора улетать. До свидания, прилетай к нам еще!

– Ребята, с какой буквой вы сегодня познакомились?

– Какой звук она обозначает?

– Что вам понравилось на этом занятии?