Звездный час

№53

Гузель ГАРИФУЛЛИНА,

учитель-логопед детского сада комбинированного вида №18 «Улыбка» г. Азнакаево

Итоговое развлечение предназначено для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе дошкольного образовательного учреждения. Занятие-развлечение проводится в конце третьего периода обучения (в мае) для закрепления детьми ранее полученных знаний. Игровой и занимательный материал поможет сделать творческим и радостным занятие-развлечение по обучению грамоте.

Цель. Формировать речь как средство общения, познания и самовыражения ребенка.

          Задачи:

          – продолжать учить детей разгадывать загадки, ребусы, кроссворд; составлять рисунки, используя буквы;

          – закреплять умение образовывать антонимы, придумывать новые слова из заданного слова;

          – развивать память, внимание, мышление, творчество, усидчивость, глазомер;

          – воспитывать чувство дружбы, желание участвовать в игре, соревноваться.

Оборудование. Ребусы, картинки с антонимами, карточки с буквами, листочки, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Дорогие ребята, сегодня у нас праздник «Звездный час». Вы будете играть и веселиться. Говорите свободно, четко и плавно. Все дети прошли отборочный тур. У нас две команды. Участники команд – хорошие товарищи, друзья. Одна команда – «Умники», другая – «Знайки». (Детям раздаются эмблемы команд.) Жюри оценит ваши успехи.

I тур – «Гонка за лидером».

Логопед. Игру начинает та команда, которая отгадает больше загадок.

Загадки.

          • Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

          • Красные лапки

Щиплют за пятки. (Гусь)

          • Одежды не шью,

А ткань всегда тку. (Паук)

          • Что за коняшки –

На всех тельняшки. (Зебры)

          • По реке плывет бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (Крокодил) 

II тур – «Заморочки из мешочка».

(Логопед вынимает вопросы из мешочка, команды по очереди быстроотвечают навопросы.)

Вопросы I команде:

  1. Из чего состоит наша речь? (Из звуков)
  2. Что звенит, приглашая нас на урок? (Звонок)
  3. Какие большие и маленькие буквы вы знаете? (Заглавные и строчные)
  4. Что мы делаем, чтобы не устать на занятии? (Разминку)
  5. Первое слово в предложении пишется … (с большой буквы).

Вопросы II команде:

  1. Что мы слышим? (Звуки)
  2. Что мы пишем и читаем? (Буквы)
  3. Мама, папа, брат и я, это что у нас? (Семья)
  4. Сколько букв и звуков в слове «моль»? (4 буквы, 3 звука)
  5. Какой шрифт используется в книгах? (Печатный)

III тур – «Наборщик».

Логопед. Трудное задание, но знакомое. Составить слова из слова первоклассник. Слова не должны повторяться. (Класс, сок, перо, рос, волк, вор, лиса, лес, сор, кино, киска, репа, ров, пир, носки, сосна, парк, вера, кора…)

IV тур – «Скажи наоборот».  (Подбирать антонимы.)

веселый – … (грустный)                   старый – … (новый)

сильный – … (слабый)                      кислый – … (сладкий)

добрый –… (злой)                             быстрый – … (медленный)

мокрый – … (сухой)                           высокий – … (низкий)

холодный – … (горячий)                   много – … (мало)

V тур – «Я – слово, вы – много слов».

Сказочные герои – Карлсон, Незнайка, Буратино, Мальвина, крокодил Гена, Чебурашка, Красная Шапочка, Баба Яга…

Игры – шашки, шахматы, лото, пазлы, домино, нарды, футбол, бильярд, хоккей, теннис, кегли, догонялки, прятки…

Физкультминутка. Буратино

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.)   

VI тур – «Проблемная ситуация».

Логопед. Сообщили мне, ребята, плохую весть. Баба Яга вчера к нам в гости залетала. Хотела алфавит разучить, да напроказничала, перемешала и перепутала в заданиях все буквы. Надо нам все разобрать.

1. «Живые буквы».

(Кошка, мишка.)

2. Ребусы.

Ме 100 (Место)         7 сот (Семьсот)

Те 100  (Тесто)          3 умф (Триумф)           

3. Допиши букву.

На карточках элементы букв, детям предлагается их дописать.

│  ├   ││Δ  │││

4. Ты мне, я тебе.

Нарисуйте своих друзей с помощью букв и подарите друг другу / человечки из букв.

5. Кроссворд «Звери».

Логопед. Впишите в клетки названия животных, и вы узнаете, зачем спешат звери в школу.

На доске схема кроссворда и предметные картинки с номерами: 1. – Заяц. 2. – Енот. 3. – Жираф. 4. – Норка. 5. – Тигр.  6. – Хомяк.

1. З А Я Ц
2. Е Н О Т
3. Ж И Р А Ф
4. Н О Р К А
5. Т И Г Р
6. Х О М Я К

Итог. Наша игра подошла к концу. Вот и наступил ваш звездный час. Как бы ни пыталась Баба Яга нам день испортить, «Знайки» и «Умники» справились со всеми заданиями. Жюри сообщит результаты команд. А вы, дети, молодцы.

Литература.

  1. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-Пресс, 1996. 
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.:  Владос, 2001.
  3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003.