Зоопаркка кунакка

№ 194

(Зурлар төркеме өчен татарча сөйләм белеме бирү эшчәнлеге (по проекту УМК «Говорим по-татарски»)

Эльмира ХИСАМУТДИНОВА,

воспитатель по обучению татарскому языку детского сада №114 г. Казани

Аида АБДУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №114 г.Казани

Основная предметная область: речовое развитие (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Задачи:

развивающие:

– продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

– развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

обучающие:

– активизация слов, обозначающих признаки и действия;

– способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, закреплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по личным наблюдениям;

– закрепить умение отвечать на вопросы «Бу (син) кем?» (Кто это?), «Бу нәрсә?» (Это что?), «Нишли?», «Син нишлисең?” (Что делает? Ты что делаешь?), «Нинди?» (Какой?, -ая, -ое), обращение друг другу на татарском языке, активизация словарного запаса по темам: “Овощи и фрукты”, “Животные”;

воспитательные:

– воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их;

– воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку;

– воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта ОД, разработка слайдов, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала, сюжетно-ролевая игра «Кибет», «Җиләк-җимешләр, яшелчәләр», разучивание песни «Төлке, бие», работа с пиктограммами, изготовление полумасок животных, дидактические игры «Дөрес әйт», «Командир», «Пантомима».

Дидактическое обеспечение занятия:

для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация, демонстрационный материал, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу, игрушки животных: ёж, лиса, заяц, медведь, мышь, собака, кошка, звук скайпа, запись Акбая и Мияу;

для детей: полумаски животных, игрушечный фотоаппарат, фото животных.

Структура занятия

  1. Вводная часть.

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

Сюрпризный момент: дети разговаривают по скайпу с Акбаем и Мияу приглашением посетить зоопарк.

  1. Основная часть.

Цель: реализация задач программного содержания: путешествие в зоопарк, игры, диалоги.

  1. Заключительная часть.

Цель: закрепление пройденного материала, опрос детей о занятии.

Ход ОД

  1. Вводная часть

Воспитатель. Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез!

Воспитатель. Хәлләр ничек?

Дети. Әйбәт, яхшы, рәхмәт!

Воспитатель. Балалар, сез берәр тавыш ишетәсезме? Вы не слышите какой-то звук?

Дети. Да, это звук скайпа.

Воспитатель. Правильно, это Акбай и Мияу звонят нам. Они что-то хотят сказать. Послушаем? Я включаю скайп.

(На экране появляются Акбай и Мияу. Они приглашают детей в гости к животным в зоопарк и просят получить посылку-сюрприз. Дверь открывается, почтальон вручает сюрприз.)

Воспитатель. Дети, что говорили Акбай и Мияу? Балалар Акбай белән Мияу нәрсә әйттеләр? (Ответы детей.)

Воспитатель. Дөрес. Правильно.Ә посылкада нәрсә бар икән? Карыйк әле.. Посмотрим? (Вместе с детьми открывают посылку-сюрприз. Там фотоаппарат.)

Воспитатель. Сез ничек уйлыйсыз: фотопарат ни өчен кирәк икән? А как вы думаете, для чего нам нужен фотоаппарат?

Дети. Хайваннарны төшерү өчен, фотога төшү өчен. Чтобы мы смогли сфотографировать нас и животных.

Воспитатель. Дөрес. Правильно. Как нам Акбай и Мияу сказали, в зоопарке мы должны рассматривать животных, как они выглядят, понаблюдать за ними, что они делают, покормить их, сфотографировать и рассказать о них. У нас сегодня очень интересное путешествие предстоит. А поедем мы в зоопарк на автобусе или на троллейбусе? Давайте отгадаем загадку, что отгадаем на том и поедим. (Загадка.) И вот он нас ждет нас.

Воспитатель. Дети! Каждый садится на свое место. А места обозначены цветами на стульях. Выбираем свои места, кому какой цвет нравиться.

Развивающий диалог

– Все нашли свои места? Поехали. Чтобы по пути не скучать, мы будем играть в игру «Син кем?», «Ты кто?», «Сиңа ничә яшь?», «Сколько тебе лет?», т.е. будем знакомиться на татарском языке. (Дети рассказывают про себя на татарском языке.)

Например: Мин Маша. Миңа 7 яшь и т.д.

  1. Основная часть

Воспитатель. Ребята! Кто скажет куда мы приехали? Какой рисунок (табло) вы видите?

Дети. Зоопарк. (В интерактиве погружаем детей в зоопарк.)

Воспитатель. Вот мы и приехали в зоопарк. Рассматривайте животных, вспоминайте их названия на татарском языке, что они делают? (Дети рассматривают животных, называют их по-татарски и фотографируют их, получают фотографии.)

Диалог между воспитателем и детьми

Воспитатель. Маша, ты кого сфотографировала?

Маша. Төлке. Лиса.

Воспитатель. Төлке нинди?

Маша. Төлке зур, төлке матур, төлке чиста.

Воспитатель. Төлке нишли?

Маша. Төлке йөгерә. (Опрос нескольких детей.)

Игра “Кем нәрсә ярата?”(Кто что любит?)

Воспитатель. Аю нәрсә ярата?

Ребенок. Аю алма ярата. Аю, мә, алма аша. (И так спрашивает у нескольких детей: кишер, кәбестә, әфлисун. Звучит музыка волшебства.)

Воспитатель. Дети, слышите, какая таинственная музыка. А она не зря звучит. Мы сейчас закроем глаза и окажемся в волшебной стране. Там мы превратимся в зверей и расскажем – кто я, какой я, что делаю? (Дети одевают разные маски животных.)

Дети. Мин бүре. Мин зур бүре, матур бүре, чиста бүре. Мин утырам. (Хәрәкәт белән күрсәтә. Игра таким образом продолжается.)

Воспитатель. А теперь я вас приглашаю играть в музыкально-хороводную игру «Төлке, кил әле» “Лиса, иди к нам». (Включаю аудиозапись, детям раздаются полумаски животных.)

Воспитатель. Булдырдыгыз, балалар! А сейчас ещё раз закрыли глаза и обратно превратимся в дети. (Под музыку «животные» «превращаются» в детей.)

Воспитатель. Дети, давайте уже нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вот и подъехал наш автобус. Можете садиться по местам. А на обратном пути мы будем играть в игру «Пантомима». Мы подходим к кому-нибудь и показываем какое-то движение, а тот, кому подошли, должен отгадывать и отвечать на вопрос «Нишли?» А кто первым начнет, мы выберем по считалочке.

Әлчи-бәлчи,

Әни күлмәк үлчи,

Саескан-чыпчык,

Син кал, бу чык!

Диалог между детьми

Примеры:

Әти нишли? Әти утыра.

Әни нишли? Әни аш ашый и т.д

Воспитатель. Вот мы и доехали до детского сада. Ребята, назовите на татарском языке, кого вы сфотографировали?

Дети. Төлке, куян, аю, керпе, эт, песи, бүре, кечкенә аю, кечкенә бүре, кечкенә песи, кечкенә эт, кечкенә куян.

Воспитатель. Бик яхшы, афәрин. Хорошие фотографии получились у ребят. А сейчас мы с вами поиграем.

Подвижная игра Төлке нишли? Керпе нишли? Аю нишли? Куян нишли? Эт нишли? Песи нишли? Бүре нишли?

  1. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, я думаю, что вам понравилось наше путешествие. Еще раз скажите, пожалуйста, какие слова мы сегодня с вами запомнили? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям? (Ответы детей.)

Воспитатель. Дети, поблагодарим Акбая и Мияу за приглашение в такое увлекательное путешествие и прощаемся с ними. (Включается запись с героями Акбая и Мияу.)

Воспитатель. Әйдәгез, саубуллашыйк әле. Сау бул, Акбай, Мияу! Рәхмәт!