«Знатоки Татарстана»

№ 147

(Конкурс, посвящённый 100-летию образования ТАССР, с учащимися V – IX классов)

Антонида САУШКИНА,

зам. директора по воспитательной работе Ново-Сережкинской основной школы Лениногорского района, руководитель школьного музея боевой и трудовой славы

Цели:

актуализация и получение новых знаний об истории, природе, культуре Республики Татарстан;

– воспитание патриотизма и гражданственности;

– развитие коммуникативных компетенций учащихся,  способности взаимодействия в команде, толерантности, умения формулировать и доказывать своё мнение.

Форма конкурса: соревнование двух команд.

Подготовительный этап:

– равномерное распределение в две команды учащихся V – IX классов;

– выбор капитана команды;

– выбор названия и девиза команды;

– выбор и подготовка членов жюри и ведущих.

Оборудование: парты, стулья по количеству игроков; рабочее место жюри – парта, стулья, канцелярские принадлежности для оценивания; наглядное оформление конкурса: стенд «100-летие ТАССР», вывеска с названием конкурса, карты ТАССР, РТ.

Ход конкурса

I. Организационный этап

Представление команд. Капитан команды представляет себя, свою команду, дружно называется девиз команды. (3 балла)

Разминка. Как зовут директора нашей школы? Назовите полный адрес нашей школы (индекс, регион, район, нас. пункт, улица, дом). Сколько учителей работают в нашей школе? Сколько учащихся учатся в нашей школе? (4 балла)

II. Основной этап. Соревнование по тематическим блокам

1. История родного края.

Как называется наша деревня на чувашском языке? (Ϛĕнĕ Шешкел)

В каком веке она образовалась? (Во 2-й половине XVIII века)

Люди какой национальности составляют основное её население? (Чуваши)

Как расшифруется ТАССР? (Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика)

Назовите точную дату образования ТАССР. (27 мая 1920 г.)

Кто подписал декрет об образовании ТАССР? (В.И.Ленин)

Назовите государственные языки Республики Татарстан. (Русский и татарский)

Как зовут Президента Республики Татарстан? (Рустам Нургалиевич  Минниханов)

Назовите столицу Республики Татарстан. (Казань) (Итого 9 баллов)

2. География родного края.

Назовите реки, протекающие на территории Республики Татарстан. (Кама, Волга, Белая, Вятка, около 500 малых) (Оценивается по количеству названных рек.)

На каком материке расположена наша республика? (Евразия) (1 балл)

Перечислите крупные города нашей республики. (Казань, Нижнекамск, Наб. Челны, Альметьевск, Бугульма, Заинск и т.д. – 11 городов) (Оценивается по количеству названных городов.)

Назовите полезные ископаемые нашей республики. (Нефть, битум, природный газ) (1 балл)

3. Литература и искусство.

Назовите самого известного татарского поэта и его произведение. (Габдулла Тукай и сказка «Шурале»)

Назовите самого известного чувашского поэта и его произведение (Константин Иванов и поэма «Нарспи»)

Назовите современную чувашскую газету нашей республики («Сувар»)

Какому известному татарскому поэту и за что воздвигнут памятник возле Казанского Кремля? (Герою Советского Союза Мусе Джалилю, за подвиг во время Великой Отечественной войны.)

Назовите известного чувашского просветителя, чьё имя присвоено Чувашскому государственному педагогическому университету. (Иван Яковлевич Яковлев)    

4. Флора и фауна.

Какие хвойные растения растут на территории РТ? (Ель, сосна, пихта, можжевельник, лиственница)

К какому отряду принадлежат летучие мыши? (К рукокрылым)

Сколько видов рыб водится в водах Татарстана? (50)

5. Культура, национальные традиции.

Какому народу, проживающему на территории РТ, принадлежит весенний праздник Акатуй? (Чувашам)

Как называются татарские кожаные сапоги? (Ичиги)

Какому народу принадлежит нагрудное женское украшение шӱлкеме? (Чувашскому народу)

В какой деревне Лениногорского района проводится национальный  праздник Балтай? (В деревне Мордва-Кармалка)

Какой праздник, который ежегодно объявляется выходным днём,  празднует татарский народ? (Курбан-байрам, Ураза байрам)

6. Подвиг.

Назовите героя Великой Отечественной войны, уроженца Лениногорского района, который повторил подвиг Александра Матросова. (Газинур Гафиатуллин из села Сугушла)

В лагере военнопленных летчику из Татарстана и его 9 товарищам удалось захватить фашистский самолёт и перелететь к нашим. За этот подвиг летчику присвоено звание Героя Советского союза. Назовите его (Михаил Девятаев)

Назовите количество выходцев из Лениногорского района – Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги во время Великой Отечественной войны. (15)

Составьте список участников Великой Отечественной войны – жителей нашего села. (В течение 2 мин.) (Оценивается по количеству названных земляков.)

7. Чёрный ящик: известные исторические личности.

(В чёрном ящике – 2 задания. Капитаны команд вытягивают их и решают вместе с командой в течение 1 мин.)

I вариант. Трижды пришлось донскому казаку побывать в Казани, в 1773 г. он попал в Казанскую тюрьму, но вскоре уговорил конвоира, бежал на реку Яик. Оттуда и начал он свой путь вождя. Под единым знаменем шли в бой русские, татары, башкиры, чуваши, мордва. Летом 1774 г. заняли Мензелинск, Елабугу, Заинск. В 1775 г. он был казнён в Москве. Назовите имя предводителя и название войны. (Емельян Пугачев, крестьянская война под предводительством Пугачёва)

II вариант. В этот период царское правительство усилило давление на учебные заведения, тогда же вступил в силу реакционный в истории России университетский устав. Среди студентов прокатилась волна недовольства. В ноябре начались волнения в Москве, Киеве, Харькове. Казанское студенчество не осталось в стороне. Сходка студентов длилась 4 часа, после её окончания участники бросили на пол свои студенческие билеты. Это произошло 4 декабря 1887 года, и одному из главных участников сходки в это время было 17 лет. Как его звали и какое событие мирового значения было совершено под его руководством в 1917 году? (Владимир Ильич Ульянов-Ленин, Великая Октябрьская Социалистическая революция)

8. Состязание капитанов. Логотип.

Рассмотрев в течение 30 секунд логотип «100 лет ТАССР», нарисовать его, объяснить значение слова «логотип». (Логотип – символическое изображение исторического юбилейного события или организации.)

9. Подведение итогов конкурса.

Поздравление с успешным участием в конкурсе и награждение команд дипломами.