Знатоки правил безопасного поведения на дорогах

№ 198

(Квест-игра в подготовительной к школе логопедической  группе)

Алсу ФАХРУТДИНОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 272 г. Казани

Резеда ГАТИЯТОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ детского сада № 272 г. Казани

Цель: систематизировать знания детей о безопасном поведении на дорогах.

Задачи:

коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение взаимодействовать в группе из 4-х человек, используя структуры сингапурской методики обучения;

– воспитывать дисциплинированность и желание выполнять правила безопасного поведения на дорогах;

– воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

коррекционно-развивающие:

активизировать речь детей;

– уточнять и активизировать словарный запас детей;

– развивать умственные способности и зрительное восприятие, пространственную ориентацию, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение решать проблемные ситуации;

– способствовать развитию воображения;

коррекционно-образовательные:

расширить и закрепить знания детей о безопасном поведении на дорогах;

– закрепить названия дорожных знаков;

– закрепить полученные знания о группах дорожных знаков;

– закрепить умение детей различать и понимать значение дорожных знаков;

– закрепить  умение детей работать с макетом;

– закрепить умение решать ребусы;

– познакомить детей с запрещающими дорожными  знаками;

– закрепить знания детей о световозвращающих элементах.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы: игровые, практические, наглядные, словесные.

Приемы: художественное слово, объяснение, вопросы, указания, напоминания, поощрения, сюрпризный момент.

Оборудование: буквы, дорожные знаки на стойке, пазлы «Дорожные знаки», презентация со слайдами, веревка с дорожными знаками, стенд с дорожными знаками, макет с моделями, световозвращающие элементы.

Словарная работа: названия дорожных знаков («Велосипедная дорожка», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса или  троллейбуса», «Пешеходная дорожка»), транспортный светофор, фликер, названия групп дорожных знаков (предупреждающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний).

Предварительная работа: тематические беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, знакомство с дорожными знаками в повседневной жизни, просмотр видеороликов и мультфильмов по теме, наблюдения за транспортом и пешеходами, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети.

Станем рядышком,

Скажем: «Здравствуйте!»

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель. Ребята, мы пришли в наш автокласс, чтобы закрепить наши знания о безопасном поведении на дорогах и узнать новое.

Сегодня я приготовила для вас увлекательную игру. А за каждое правильно выполненное задание вы будете находить буквы, по которым вы сможете прочитать волшебное  слово.

1-е задание – «Разминка»

Воспитатель. Сначала мы с вами проведем небольшую разминку. Я задаю вопрос, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, тогда хлопайте в ладоши.

– Кто из вас идёт вперёд только там, где пешеходный переход?

– Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

– Кто из вас в автобусе уступает старшим место?

– Знает кто, что сигнал красный означает  хода нет?

– Знает кто, что сигнал зелёный — означает, по дороге каждый смело пусть шагает?

– Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Воспитатель. Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. И первую букву вы найдете под следующим знаком. Послушайте загадку. (Все загадки про дорожные знаки читают дети.)

Дети.

На дорогах пешеходам

Стало проще с пешеходным переходом.

Под землею даже площадь

Перейти гораздо проще. (Находят букву под знаком и прикрепляют ее к доске.)

2-е задание – «Опасные ситуации»

Воспитатель. Ребята, все мы живём в большом городе, где много улиц, дорог, домов, автомобилей, людей. На проезжей части дороги оживленное движение не только в дневное, но и в темное время суток, поэтому часто возникают опасные дорожные ситуации. Что нужно знать, чтобы не попадать в опасные дорожные ситуации? (Ответы детей.) (На экране несколько ситуаций. Дети описывают картинки и рассуждают, правильно или неправильно поступают дети в той или иной ситуации, вспоминая при этом правила безопасного поведения на дороге.)

Воспитатель. Все правильно. Найдите вторую букву под следующим знаком. Послушайте загадку.

Транспортных средств вы не видали,

Лучше, чем велосипед,

Знай крути себе педали,

Довезёт без всяких бед.

Но кому-то он неведом

Вот такой дорожный знак:

«Синий круг с велосипедом»,

Пропустить нельзя никак.

Если встретишь, не забудь –

Здесь велосипедный путь! (Находят букву под знаком.)

3-е задание – «Ребусы»

Воспитатель. Следующее задание «Разгадайте слово».

Ребус. Кто догадался какое слово? (Дети разгадывают ребусы по теме квеста.)

Воспитатель. Все верно. Найдите следующую букву под таким знаком.

Этот знак довольно прост –

Пешеход идёт на мост.

Тут поднялся, там сошёл –

Безопасно, хорошо! (Находят букву под знаком.)

4-е задание – «Найди  назови»

Воспитатель. Молодцы! Ой, что это, ребята? (Дети находят верёвочку, на которую прикреплены дорожные знаки.)

– Смотрите, что на ней?

– Да, ребята, это – дорожные знаки. Давайте про них расскажем. Для этого подойдем к стенду.

– Назовите, какие группы дорожных знаков вы знаете? (Дети рассказывают про следующие группы дорожных знаков: предписывающие, предупреждающие, информационные и знаки особых предписаний и показывают их на стенде с дорожными знаками.)

Воспитатель. Молодцы! А теперь повернитесь к экрану. Что вы видите на экране? (Дорожный знак.) Как он называется? («Пешеходный переход».)

– Хорошо. Найдите в нашем автоклассе этот дорожный знак.

– Чем же отличаются эти дорожные знаки друг от друга? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, для чего нужна желтая окантовка? (Ответы детей.)

– Совершенно верно, ребята. Такие знаки устанавливают на опасных участках дорог.

– Молодцы! Вы правильно назвали  все дорожные знаки. А где найти следующую букву, нам расскажет.

Пешеходам объясняет,

Как дорогу перейти.

Он сигналы зажигает,

Помогая нам в пути. (Находят букву под светофором.)

Воспитатель. Ребята, мы сейчас назвали группы дорожных знаков, которые вы знаете.

Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной группой дорожных знаков. (На экране круг с красной каймой.) Он круглой формы с красной каймой.

– Знаки такой формы и цвета означают запрещение как для водителей, так и для пешеходов. Эта группа дорожных знаков называется «Запрещающие».

– А теперь посмотрите на экран.

– Этот знак называется – «Движение на велосипедах запрещено» – он информирует о том, что запрещается движение велосипедов и мопедов.

– Этот знак – «Движение пешеходов запрещено» запрещает движение пешеходов в данном направлении.

– Итак, ребята, сегодня мы познакомились с новой группой дорожных знаков. Давайте ещё раз повторим, как она называется.

– С какими двумя запрещающими дорожными знаками мы познакомились?

– Хорошо. Кто желает показать эти дорожные знаки в автоклассе?

5-е задание – «Собери дорожный знак»

Воспитатель. А теперь немного отдохнем. (Звучит музыка. Дети сразу начинают двигаться по автоклассу. Музыка останавливается, дети замирают на месте.)

– А теперь соберитесь в группы по столько человек, сколько сигналов у транспортного светофора.

– Почему вы встали по 3 человека? (Ответы детей.)

(Снова звучит музыка.)

Воспитатель. А теперь соберитесь в группы по столько человек, сколько колёс у легкового автомобиля.

– Почему вы встали по 4 человека? (Ответы детей.)

– Отлично, ребята! У нас образовались 3 команды, и каждая команда может сесть за любой стол.

– Теперь найдите партнёра по плечу и коснитесь плечами друг друга. Найдите партнёра по лицу. Поприветствуйте друг друга.

– Ребята, у вас на столе лежат конверты. В конверте пазлы дорожных знаков. Каждый участник команды собирает свой пазл. Как только ваша команда закончит, дайте сигнал.

–Все команды собрали пазлы. А теперь расскажите своей команде о дорожном знаке, который каждый из вас собрал. Начинает тот, кто сидит ближе к цифре 1. Он рассказывает, а вы внимательно слушаете. (Все участники по очереди рассказывают о своем дорожном знаке.)

– Ребята, вам понравились рассказы ваших друзей? (Да.)

– Давайте друг друга похвалим.

Воспитатель. Вы отлично справились с заданием, найдите следующую букву.

Этот знак необходим,

Место остановки

Ты отыщешь с ним,

На него взглянув, узнай,

Где автобус, где трамвай.

Он, как друг, подсказкой будет

И троллейбус не забудет. (Находят букву под знаком.)

6-е задание –  «Работа с макетом»

Воспитатель. Следующее задание. Подойдите, пожалуйста, к макету нашего микрорайона Азино-1.

– Посмотрите внимательно, найдите и покажите где наш детский сад. (Дети показывают.) А рядом с детским садом, что находится?

– Ребята, а кто живет рядом с детским садом?

– Покажи нам на настольном макете твой маршрут от дома до детского сада.

– А кто еще живет рядом с детским садом? Покажи нам свой маршрут. (Дети рассказывают о своем маршруте от дома до детского сада.)

– А чего не хватает на нашем макете? (Ответы детей.)

– А сейчас расставьте,  пожалуйста, дорожные знаки, автомобили и пешеходов  на макете. (Дети расставляют дорожные знаки, автомобили и пешеходов на макете.)

– Давайте посмотрим , правильно ли вы все расставили? (Далее дети рассказывают, как называется дорожный знак, его назначение.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Справились с заданием, найдите следующую букву.

Люди ходят здесь пешком:

Кто – спокойно, кто – бегом.

Мама с дочкою гуляет,

Папа сына здесь ведёт.

Знак про это сообщает:

«Здесь хозяин – пешеход!» (Находят под этим знаком букву.)

7-е задание – «Собери слово»

Воспитатель. Соединим буквы в одно слово. А помогут вам в этом цифры на обратной стороне букв. (Дети по цифрам соединяют буквы в одно слово.) Какое слово у вас получилось?

Дети. Фликер.

Воспитатель. Что такое фликеры или световозвращающие элементы? (Ответы детей.)

– А для чего они нужны? (Ответы детей.)

– Куда крепятся световозвращающие элементы? (Ответы детей.)

Рефлексия

Воспитатель. Дети, наша игра подошла к концу.

– Что вам больше всего сегодня понравилось?

– Что нового вы узнали?

– Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, и я хочу подарить вам световозвращающие элементы, чтобы вы были всегда  заметными на дороге.