Знакомый незнакомец – лимон

№ 125

(Окружающий мир. III класс. Практическое занятие)

Зоя МУРЗАКОВА,

учитель начальных классов Чувашско-Бурнаевской средней школы Алькеевского района

Вид занятия. Внеклассное занятие, экспериментально-исследовательская деятельность.

Форма работы. Практическая работа: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Тема. Эксперименты с лимоном.

Цель. Познакомить учащихся с полезными и необычными свойствами лимона на основе экспериментально-исследовательской  деятельности.

Формируемые УУД:

познавательные:  извлекать  информацию из опытов;

регулятивные:

планировать деятельность;

– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

– высказывать свою точку зрения;

коммуникативные:

– быть готовым принять мнение товарища;

– работать в группе, выполняя определённую роль;

– уметь договариваться;

личностные: проявлять положительное отношение к практической деятельности.

Планируемые результаты:

предметные: научатся ставить гипотезы, проводить опыты по изучению свойств лимона и обобщать полученные результаты  исследовательской работы;

метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу занятия, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на занятии;

личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Технологии. Технология развития критического мышления, ИКТ, исследовательская, здоровьесберегающая.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: «Ассоциация», «Мозговая атака», «Шесть шляп», «Лист решения проблем», «Синквейн».

Материально-техническое обеспечение. Ноутбук, интерактивная доска, плоды лимона, ватные диски, ватные палочки, пищевая сода, воздушные шарики, вода, стаканы, банки, листы бумаги, чай, йод, утюг, прибор – мультиметр.

Дидактическое обеспечение. Конспект и презентация занятия, раздаточный материал.

Технологическая карта занятия

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Стадия вызова – Добрый день, ребята, я очень рада вас видеть здоровыми и счастливыми!  Хочу я вас пригласить на встречу с очень хорошо знакомым предметом и в то же время, я бы сказала, он содержит в себе очень много тайн, о которых мы сегодня должны узнать. Прочитайте тему нашего занятия и постарайтесь догадаться, о каком знакомом незнакомце идет речь.

– Как вы понимаете «знакомый незнакомец»?

 

 

 

– Сейчас каждой группе я  раздам загадки, которые вам помогут узнать этого незнакомца.

1. Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень.

2. Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его?

3. В шкурке желтой,

Кислый он,

Называется …

4. Для лечения болезней

Он всех цитрусов полезней.

Очень кислый, сочный он.

Это желтый фрукт…

– Ребята, сформулируйте тему нашего занятия

– Найдите значение слова «лимон» в толковом словаре русского языка

 

 

 

 

 

 

– Слово «лимон» произошло, вероятно, от малайского «лемо». В Индии этот плод называется «ниму», в Китае это растение называется «лимунг», что означает «полезный для матерей» (Слайд 2)

Прием «Ассоциация»

Какие ассоциации у вас возникают при слове «лимон»?

Прием «Мозговая атака»

– Я, ребята, лимон, назвав «незнакомцем», возможно, ошиблась. Сейчас в группах обсудите и запишите все, что знаете и думаете по этой теме.

– Предлагаю выступить каждой группе  с результатами выполненной работы.

– А сейчас, покажите сигнальные  карточки: если считаете, что вы все рассказали про лимон, то покажите  красный круг, а кто считает, что можно много интересного узнать про это фрукт, поднимите зеленую карточку.

– Ребята, я вижу у многих остались вопросы, т. к. они подняли зеленые карточки. Какую цель вы ставите на нашем занятии?

 

Чтение названия темы: «Знакомый незнакомец»

Предположения детей –называют различные предметы

 

 

 

 

Высказывают свое мнение:

– Это значит этот предмет нам знаком, но мы многого про него не знаем

Дети работают в группах с загадками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: лимон

 

 

«Знакомый незнакомец лимон» (Слайд 1)

В толковом словаре русского языка С. Н. Ожегов даётся объяснение слову лимон. «Лимон – это цитрусовое дерево, а так же сочный кислый плод его с твердой ароматной кожурой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

Выступления по одному ученику из каждой группы

Дети поднимают сигнальные карточки

– Узнать об использовании лимона человеком

– Изучить свойства лимона

II. Стадия осмысления Прием « Шесть шляп»

– Сейчас прочитайте текст, и каждая группа приготовьтесь к работе с шестью шляпами.

(Каждая группа получает одну шляпу.)

1. Белая шляпа. Факты про лимон.

2. Желтая шляпа. Позитивное мышление. Какую пользу приносит лимон?

3. Черная шляпа. Проблема. Какое отрицательное воздействие может оказать лимон на здоровье человека и другие проблемы, связанные с лимоном.

4. Красная шляпа. Эмоции. Что удивило тебя или заинтересовало?

5. Зеленая. Творчество. Предложи новые способы использования лимона и выращивания лимона в наших условиях.

6. Синяя. Философия. Обобщите высказывания каждой группы.

Физкультминутка под песню «Страна Лимония» (Слайд 3)

 

– Как мы можем определить свойства лимона?

– Девизом нашей работы пусть будет высказывание  Пьера Абеляра «Сомневаясь, мы начинаем исследовать, а исследуя, находим истину» (Слайд 4) Эксперимент нужно проводить по алгоритму, и он требует точности. И не забывайте про технику безопасности.

– Сейчас познакомьтесь с этапами проведения эксперимента.

– А сейчас каждая группа будет заниматься исследовательской деятельностью. Для этого вы получите техническое задание  – опыты и заполните «Лист решения проблем»

– Ребята, представьте классу результаты исследований.

– Оцените, пожалуйста, работу в группе.

Читают текст (Приложение 1)

 

 

Высказывают в соответствии с заданиями шляп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танцуют под музыку «Страна Лимония» группы «Дюна»

Провести эксперименты.

 

 

 

 

 

 

Читают памятку (Приложение 2)

 

 

Каждая группа получает опыты (Приложение3 ставят гипотезу и вывод пишут сами после опыта) и заполняет «Лист решения проблем» (Приложение 4)

Самостоятельная работа

Выступление учащихся с результатами исследований.

Работают с листами самооценки и взаимооценки работы в группе (Приложение 5)

III. Рефлексия – Ребята, мы сегодня много говорили про полезные свойства лимона. Я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как правильно выбрать лимоны. (Слайд 5)

А сейчас вместе составим синквейн про лимон.

Лимон

Удивительный, волшебный, золотой

Лечит, укрепляет, помогает

Я никогда не думал, что мой знакомый лимон был таким незнакомым!

Здоровье

Ребята, послушайте кавказскую легенду о лимоне.

Кавказская легенда о лимоне.

Однажды любимый слуга одного из кавказских царей за какую-то провинность попал в немилость. Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи. На вопрос, каким именно, владыка, смилостивившись, ответил: «Пусть выбирает сам». Заключенному ничего не оставалось делать, как исполнить царскую волю. И он ее выполнил, попросив давать ему только … лимоны. А недоуменным стражникам пояснил:

«Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду» (Слайд 6)

– Ребята, кто считает, что занятие было полезным, ответил на интересующие вопросы, и он уходит с хорошим настроением, прикрепите «весёлый» лимон, а у кого плохое настроение и остались вопросы, то прикрепите «злой» лимон (Слайд 7)

– Спасибо вам за работу и желаю всем солнечного настроения!

 

Просмотр видеофильма «Как правильно выбрать лимоны?»

 

Коллективная работа по составлению синквейна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выходят к интерактивной доске и прикрепляют лимоны .

 

Приложение 1

Лимон – вечнозелёное плодовое дерево высотой от 3 до 5 м, с колючими ветками (редко без них) и яркими белыми цветками с фиолетовым венчиком.  Это дерево – не долгожитель. Встречаются лимоны в возрасте 45 – 50 лет. Плоды овальные, светло-желтые, с бугорчатой коркой, созревают осенью. Как правило, лимоны сами не опадают на первом году созревания. Если их не срезать до зимы жёлтыми, то они снова начинают зеленеть весной. Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому не гонитесь за большими толстокожими плодами, они могут быть «старыми».

Лимон относится к цитрусовым растениям. Он является гибридом между цитроном и лаймом. Его ближайшие родственники – апельсин, мандарин, помела, грейпфрут, цитрон, лайм. Сортов лимона выведено великое множество. Все они отличаются по вкусовым качествам, размерам, толщине кожицы, формой листьев и высотой дерева.

Состав лимона:

Органические кислоты;

Витамины;

Красящее вещество;

Минеральные соли;

Сахар;

В кожуре эфирное масло.

Применяется лимон очень широко в медицине

Прежде всего тем, что содержит витамин С, что очень важно для укрепления иммунитета. Лимоны спасают от сезонных простуд и инфекций.

Выводит шлаки и токсины из организма.

Улучшает работоспособность.

Улучшает внимание и память.

Снижает кислотность желудка.

Контролирует давление.

Обладает мягким мочегонным действием.

Убивает микробы, препятствует развитию бактерий.

Укрепляет стенки кровеносных сосудов.

Разжижает кровь.

Лимон — отличное профилактическое и лечебное средство! Тот, кто любит лимоны,  может сохранить свое здоровье до глубокой старости.

Самое неполезное в лимоне – это косточки. Они могут спровоцировать сильное выделение желчи и аллергическую реакцию. А самое полезное – белая прослойка. В ней больше всего витамина С.

Многими исследованиями ученых доказано, что в помещении, где выращивают лимоны, воздух почти стерилен. Многие болезнетворные организмы тут не размножаются. Таким образом, любители комнатных цитрусов гораздо в меньшей степени, чем другие, рискуют заболеть некоторыми инфекционными  болезнями.  И   даже замечено, что все, кто  занимается лимонами, у кого их в доме много, становятся долгожителями.

Приложение 2

Этапы проведения эксперимента

1. Определить цель

2. Подготовить оборудование

3. Провести опыт

4. Зафиксировать результат

5. Сделать вывод.

Приложение 3

Опыт №1. «Чай с лимоном»

Цель. Узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая, который меняет цвет наших зубов.

Гипотеза. (Ставят сами дети) Возьмите 2 стакана крепкого чая. В один стакан положите кусок лимона. Через некоторое время сравните чай в стаканах. Что изменилось?

Вывод. (Самостоятельно выполняет каждая группа.)

Опыт №2. «Лимон и пятна»

Цель. Узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани, одежде.

Гипотеза. Возьмите йод и капните на ватный диск и выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Что произойдет с пятном?

Вывод. …

Опыт №3. «Засекреченное послание»

Цель. Узнать, как ведет себя лимон при нагревании.

Выжмите сок лимона, нарисуйте с ватной  палочкой на листе солнышко. Нагрейте листок утюгом. Какие изменения произошли с рисунком?

Вывод. …

Опыт №4. «Лимон и воздушный шарик»

Цель. Узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой.

Гипотеза. В пластиковую бутылку насыпьте соду, затем туда же влейте выжатый лимонный сок и быстро наденьте на бутылку воздушный шарик. Что произошло с шариком?

Вывод.

Опыт №8 «Лимон и вода»

Цель.Предположите, какой лимон будет плавать, а какой утонет и почему?

Возьмите 2 посуды с водой. В одну положите очищенный лимон, а в другую  неочищенный. Что увидели? Почему так произошло?

Вывод. … 

Опыт №6 «Лимон – батарейка»

Цель.Проверить выработку электричества лимоном

Возьмем 4 лимона и воткнём с разных сторон  в него медную  и стальную пластины и соединяем их между собой кусками проводов с помощью плоскогубцы. Получается батарея из лимонных элементов.  Переключатель мультиметра ставим на постоянное напряжение. Мультиметр подсоединяем к первой медной пластине и последней стальной пластине. Смотрим на изменение на дисплее. Какое напряжение показывает прибор? Значит, лимон не просто фрукт, а ещё и  …! В нём есть …!

Вывод. …

                                                                                                                       Приложение 4

Прием «Лист решения проблем»

Проблема Что есть для решения проблем? Чего не хватает? Решение
       
       
       
       
       

 

Приложение 5

Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)

Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: «+/или оцени работу на уроке (3, 2, 1, 0 баллов)

 Самооценка +/- Взаимооценка +/-
Я всегда активно участвовал во

всех заданиях группы (пары).

  Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).  
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу   Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.  
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.   Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы  
Я подавал группе правильные ответы.   Он давал группе правильные ответы.  
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.   Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.   Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.  
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.   Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.