Знакомство с элементами дороги

Юлия ОСИПОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 94   г. Казани

Цель: формирование представления детей о дороге и ее элементах: проезжей части и тротуаре.

Задачи:

образовательные: учить различать элементы дороги- проезжую часть  и тротуар, знать их назначение;

развивающие: развивать память, внимание, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие, формировать навыки коммуникативного общения;

воспитательные: воспитывать желание знать и соблюдать правила безопасного поведения на дороге.

Методы и приемы , используемые в ходе занятия: сюрпризный момент, игровой, практические действия, моделирование ситуации и объяснение, просмотр и обсуждение мультфильма.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная.

Материальное оснащение: макет дороги (напольное покрытие из учебного оборудования «Зарница»),  музыкальное оборудование для воспроизведения аудиофайлов, экран и оборудование для воспроизведения видеофайлов, мультфильм( Дозорные дорог Серия №7 «Места для игр и отдыха»), макеты автомобилей (или руль), коляски.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, посмотрите куда мы с вами пришли?

Дети. Мы в автогородке.

Воспитатель. Что вы видите перед собой?

Дети. Дорогу, дорожные знаки, светофор, автомобили.

Воспитатель. Правильно. Все это мы видим, выходя на улицы нашего родного города – города Казань.  В Казани очень много дорог и автомобилей.

  1. II. Основная часть

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на нашу дорогу. Дорога состоит из элементов: проезжая часть и тротуар. Давайте разберемся, где есть что?

Проезжая часть дороги предназначена для движения автомобилей. Она бывает узкая, с одной полосой движения автомобиля или широкая, по которой могут ехать два, три автомобиля в одном направлении. Но всегда надо помнить, что выезжать автомобилю на встречную полосу нельзя. А давайте попросим наших мальчиков продемонстрировать, как автомобили движутся по проезжей части.

Практическое действие

(Ребята демонстрируют с помощью макетов автомобилей, как движутся автомобили по проезжей части. Воспитатель следит за правильностью действий воспитанников, указывает на ошибки.)

Воспитатель. А теперь обращаю ваше вниманиет на тротуар. Тротуар – это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке и чаще всего отделен от проезжей части поребриком.

Дидактическая игра “Найди и покажи.

(Воспитатель дает  детям задание: “Покажи тротуар. Покажи проезжую часть дороги”. Детям  предлагается найти и показать тротуар и проезжую часть дороги.)

Воспитатель. А сейчас, внимание на экран.  (Просмотр фрагмента мультфильма “Дозорные дорог” Серия №7 «Места для игр и отдыха».)

Воспитатель. Вопрос: все ли делали правильно? Вы ничего необычного или странного не заметили? (Разбор сюжета мультфильма.)

Дети. Играли в мяч прямо на проезжей части. Этого делать нельзя, потому что это опасно для жизни. (Под музыку вбегает Незнайка с мячом и начинает бегать по дороге.)

Незнайка. Привееет всем! Ребята, давайте играть  со мною в мяч. Бегите ко мне.

Дети. Нет. Мы не пойдем. (Незнайка уговаривает детей принять участи в игре.)

Воспитатель. Незнайка, погоди! Похоже, ты не знаешь правил поведения на дороге? А наши ребята знают, что на проезжей части ни то, что играть, ходить нельзя, поэтому и не поддерживают тебя в игре.

Незнайка (удивленно, вставая посередине проезжей части). А почему мне нельзя здесь играть? (Топает ногой.) А я хочу тут играть!

Воспитатель. Ребята, объясните Незнайке, почему нельзя играть на проезжей части дороги. (Дети объясняют Незнайке правила поведения у дороги.)

Воспитатель (резюмирует ответы детей, поправляет при необходимости их).

– По проезжей части движутся только автомобили;

– люди ходят только по тротуару и переходят проезжую часть по пешеходному переходу;

– если эти правила не соблюдать, случится авария, пострадают люди;

– опасно играть у дороги.

Незнайка. Ну, и где же мне тогда играть?

Воспитатель. Ребята, подскажите, где можно играть Незнайке?

Дети. Во дворе, на детской площадке, в парке,  в детском саду и т.д.

Незнайка. Спасибо вам, ребята, за науку! А то случилась бы со мною какая беда. Теперь я знаю, что у дороги играть нельзя! Я пойду в парк. До свидания, ребята. (Незнайка уходит.)

III. Заключительный этап. Рефлексия

Воспитатель. Какое интересное занятие у нас сегодня получилось. Мы встретили Незнайку. А еще мы сделали большое, доброе дело. Какое доброе дело, ребята? (Ответы детей.) Мы научили Незнайку правилам безопасного поведения у дороги. Мы рассказали ему, почему нельзя играть на проезжей части.

А еще о чем мы с вами говорили? Что мы сегодня с вами делали? Оответы детей.)

Список используемых источников 

  1. Инновационные подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах/ Сост.: Р.Г.Бадрутдинов, О.Н.Ахметзянова и др. – Казань: Фолиант, 2018. – 80 с. с илл.
  2. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативн. развитие»)/ Р.Ш.Ахмадиева, Н.С.Аникина и др. – Казань: Фолиант, 2016. – 80 с.