Знакомство с пешкой

(Внеурочное занятие)

Наталья ЖИДКОВА,

учитель начальных классов средней школы №15 г. Нижнекамска

Цель: формирование у учащихся представлений о шахматной фигуре «пешка».

Задачи:

образовательные:

– познакомить учащихся с правилами взятия и движения пешки;

– продолжить ознакомление с правилами расстановки шахматных фигур;

– повторить правила дорожного движения;

– учить ориентироваться на шахматной доске;

развивающие:

– развивать мышление, память, речь;

– развивать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах;

– развивать умение анализировать результаты своей работы и делать выводы;

воспитательные:

– воспитывать интерес к шахматам;

– воспитывать уважительное отношение к своим товарищам в процессе учебного сотрудничества;

познавательные УУД:

– актуализировать знания учащихся о правилах расстановки шахматных фигур в начальной позиции;

– обобщать полученные знания;

– развивать учебно-познавательный интерес к занятию;

регулятивные УУД:

– учить ставить цели предстоящей работы;

– учить различать учебные задания разного типа;

– учить контролировать свои учебные действия и действия товарища, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы;

коммуникативныеУУД:

– совершенствовать умение работать в паре, группе;

– воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника;

личностные УУД:

– включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

– развитие интереса к игре в шахматы, формирование умение оценивать жизненные ситуации.

Оборудование: шахматная доска и шахматные фигуры, демонстрационная доска, листочки.

Ход занятия

  1. I. Мотивирующее начало

Учитель. Взялись за руки друзья, начинается игра. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

  1. II. Основная часть

Учитель. Ребята, сегодня у нас внеурочное занятие. Мы познакомимся с шахматной фигурой. Отгадайте загадку:

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берёт наискосок?

Ну конечно, это … (пешки).

– Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Ответы детей.) Правильно, сегодня мы познакомимся с пешкой.

(Стук в дверь. В класс заходит ученица 4 класса, переодетая в пешку, с забинтованной ногой.)

Пешка. Здравствуйте, ребята.

Учитель. Вы узнали кто это?

Дети. Пешка.

Учитель. Что с тобой случилось?

Пешка. Я шла к вам на урок, ребята. Хотела рассказать о нашем шахматном королевстве. Но когда переходила дорогу по чёрно-белым полоскам, в меня врезалась машина. И вот…

Учитель. Бедненькая Пешечка, ведь чтобы перейти дорогу, надо знать и соблюдать правила дорожного движения! Как и в шахматах, на дороге тоже есть правила! Ребята, а давайте расскажем Пешке о правилах дорожного движения, а пешка расскажет о себе и о правилах игры в шахматы.

Дети. Согласны!!!

Учитель. Вспомните, ребята, как и где нужно переходить дорогу?

Что за лошадь вся в полоску,

На дороге загорает?

Люди едут и идут,

А она не убегает. (Зебра)

Дети. Дорогу надо переходить по «зебре» на зеленый свет светофора. Если горит желтый – надо приготовиться, а если красный – то стоять!

Учитель. Какие еще правила дорожного движения вы знаете? (Ответы детей.)

Пешка. Спасибо, ребята! Теперь я знаю правила дорожного движения и не попаду в беду. Я расскажу вам о своём королевстве и его правилах. Давайте вспомним, кто живет в моём королевстве и как правильно расставить шахматные фигуры перед игрой. Мне нужны два помощника: один расставляет на демонстрационной доске черные фигуры, а другой – белые.

 

 

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

 

Учитель. Оцените, ребята, как справились помощники. Молодцы, ребята. Сколько фигур у черного войска? (16) У белого? (Тоже 16) По сколько пешек? (По 8) Давайте на память о нашей встрече нарисуем эту фигуру или дорисуем по клеточкам. (Раздаются листы. Дети рисуют.)

Учитель. Ребята, а вы знаете как ходит пешка? (Ответы детей, корректировка ответов.)

Пешка. Пешки ходят только вперед по вертикали на одну клетку. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Если пешка дойдет до конца доски, то она может превратиться в любую фигуру по желанию, а лучше в какую? (

Дети. В ферзя.

 

 

Учитель. Давайте оставим пешки на доске, а другие фигуры уберем. Попробуем ходить только пешками, а вконце посмотрим у кого больше пешек дойдет до конца доски и превратиться в ферзя. Задача ясна?

III. Практическая деятельность

(Каждый ребенок играет с соседом по парте.)

Учитель. Итак, покажите столько пальцев – сколько пешек дошло до конца доски. (Дети показывают.) Победил … Молодец! Остальным не стоит расстраиваться – у вас еще будут победы.

  1. IV. Рефлексия

Учитель. Что мы сегодня повторили и что узнали нового? Вы рады, что познакомились с пешкой? Чем она вам запомнилась? Давайте еще раз напомним Пешке, на какой свет светофора надо переходить дорогу? (

Дети. Зеленый.

Учитель. На какой свет светофора мы стоим?

Дети. Красный.

Учитель. Если вы запомнили, как ходит пешка, возьмите зеленый кружочек и приклейте его к  доске. Кто не запомнил, приклейте красный кружочек.