Знакомство с лесными жителями

(НОД «Развитие речи» во второй младшей группе)

Римма САЙДЯШЕВА,

воспитатель детского сада № 298   г. Казани

Цель и задачи:

образовательные:

– учить описывать диких животных с помощью воспитателя;

– расширять знания об их внешнем виде, особенностях;

– ввести в словарь обобщающее слово «дикие животные»;

– умение подбирать слова, противоположные по значению;

– учить детей внимательно слушать речь воспитателя;

– совершенствовать умение отвечать на вопросы;

– формировать навыки построения предложения;

– отвечать на вопросы по содержанию картины, с помощью воспитателя и рассказывать об изображении на картине;

– закреплять умение образовывать существительные с помощью суффиксов;

развивающие:

– стимулировать речевую активность детей (умение рассуждать, доказывать);

– развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук во время сборки картинок из частей;

– обогащать словарный запас; воспитывать интерес и гуманное отношение к живым существам;

воспитательные:

– воспитывать интерес к занятию;

– воспитание коммуникативных навыков;

– стремление к преодолению трудностей.

Оборудование: декорация уголка леса (деревья, елки, пеньки), аудиозапись звуков леса, картинки с изображениями следов диких животных, игрушка зайчика, разрезные картинки с изображением волка, медведя, картинка «лиса с лисятами».

Ход занятий

Воспитатель. Доброе утро, дети! Посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.

Дети. Доброе утро! Доброго дня!

Пусть хлопают ладошки!

Пусть топают ножки!

Доброе утро! Доброго дня!

Желаем мы вам здоровья и добра!

Основная часть

Воспитатель. Дети, сегодня по дороге в детский сад, я на дороге увидела следы и сфотографировала их. Посмотрите, чьи они, как вы считаете? (Предложение детей.)

Воспитатель. Я предлагаю пойти по этим следам и посмотрим, куда они приведут.

– Куда мы попали, (В лес.)

– Что вы видите в лесу? (Следы.)

– Что вы слышите? (Звуки.)

Воспитатель (включает аудиозапись звуков леса). Что это за звуки?

– А почему не видно животных. Посмотрите, вот следы.

– Кто мог их оставить? (Зайчик.)

– Послушайте загадку.

Он живет в лесу давно,

Маленький трусишка,

Любит травку и зерно,

Серенький… (зайка).

– Где спрятался зайчик? (За елочкой.)

– Как вы считаете, от кого он спрятался? (От волка.)

– Какие у зайца уши? (Длинные.)

– Какой у зайца хвостик? (Короткий.)

– Чем питаются зайцы? (Травкой.)

– Молодцы! Ой, посмотрите, дальше тоже есть следы. К кому они привели? Сложим картинку и узнаем.

Дидактическая игра «Сложи из частей» 

(Дети составляют из частей изображение волка.)

– Кто это? (Волк.)

– Волк какой? (Злой.)

– Чтобы волк стал добрее, назовите его ласково? (Волчок.)

– Молодцы! Волк подобрел и предлагает с ним поиграть.

Физкультминутка

Потянулся для забавы –

Поднимаю лапу правую.

А за ней следом и левую –

А я волк не ленивый!

Наклонился раз и два,

Закрутилась голова.

Воспитатель. Продолжим наше путешествие. Взгляните, вот еще следы. Как вы думаете, кто их мог оставить? (Лисичка.)

Воспитатель (выставляет картину «Лиса с лисятами»).

– Это лисьи следы? (Да.)

– Кого вы видите на картинке? (Лису.)

– Расскажите, какая лисичка? (Хитрая.)

– Какого цвета у нее мех? (Рыжий.)

– Какой у лисички хвостик? (Пушистый.)

– Кого вы увидели возле лисы? (Лисят.)

– Какие они? (Маленькие.)

– А теперь расскажите про лисичку и лисят.

(Дети сочиняют короткие рассказы по наводящим вопросам воспитателя.)

– Молодцы! Я заметила еще одни следы. Рассмотрим их.

– Кто их мог оставить? (Медведь.)

– Да, это медведь.

– Расскажем, какого размера медведь? (Большой.)

– Что он делает зимой? (Спит.)

– А какого цвета его шубка? (Бурая.)

– Назовем его ласково. (Мишка.)

Итог

Воспитатель. Где мы сегодня были? Как зовутся животные, живущие в лесу? (Дикие животные.) Какие животные нам повстречались в лесу? Понравилось ли вам наше путешествие. Чем именно? Что понравилось больше всего?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!