«Знакомство с абакусом»

№ 137

(План-конспект внеклассного мероприятия по ментальной арифметике для I классов)

Оксана ГОРШКОВА,

учитель математики и информатики средней школы №82 г.Казани;

Олег ГОРШКОВ,

воспитатель средней школы №82 г.Казани

В наше время многие родители заинтересованы в плодотворном дополнительном развитии своих детей. На почве этого появляется очень много разнообразных методик: методики по скорочтению, рациональному чтению и т.д. На фоне всего происходящего мы разработали занятие по ментальной арифметики, кружок которой с этого года есть в нашей школе.

Цель занятия: познакомить ребят с новым для них предметом ментальной арифметикой, с новым счетным инструментом под названием абакус.

Необходимый материал и инвентарь:

  • Демонстрационный абакус;
  • Абакус у каждого ребенка;
  • Рабочие тетради или распечатки

Ход занятия:

  1. 1.                Организационный момент. (2 мин)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте приготовим папки для распечаток, наши рабочие тетрадки, ручки и цветные карандаши.

Учащиеся готовят все на своих столах и садятся.

  1. 2.                Основная часть. Знакомство с абакусом. (15 мин)

Учитель: Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в волшебную страну «Менталика». Но прежде, чем мы туда попадем, нам нужно познакомиться и понравиться ее королю. Королю Абакусу. Абакус  — очень мудрый, древний король. Правит он с V века до нашей эры. У короля абакуса есть свои подданные: верхние и нижние косточки. Верхние косточки называются небесные. У каждой небесной косточки есть своя миссия. Крайняя правая небесная косточка отвечает за число 5, ее соседка  — за число 50, соседка соседки – за число 500 и т.д. Нижние косточки называются земные. У каждой земной косточки есть тоже своя функция. Крайние четыре косточки отвечают за 1,2,3,4. Косточки на соседней палочке  — за 10,20,30,40. Соседние косточки соседней палочки  — за 100, 200, 300, 400… Попробуйте, ребята, пощелкайте косточками: отдельно верхними, отдельно нижними, вперемешку.

Учащиеся передвигают косточками абакуса.

Учитель: Ну, а теперь, друзья, мы отправляемся в путешествие! В путешествие по волшебной счетной стране нам помогут наши «крабики». «Крабики» — это наши указательный и большой пальчики. ( учитель показывает, как они выглядят).

Учащиеся повторяют упражнения «Крабики» за учителем.

  1. 3.                Практическая часть (10 минут).

Учитель: Наш король Абакус не только мудрый, но и очень строгий. Он любит точность. Поэтому все, кто приходит к нему в гости должен знать несколько правил. Ребята, давайте выучим и отработаем несколько правил. Они нарисованы в нашей рабочей тетради на первой странице. Итак, давайте разбираться…

Правило 1: Нижние косточки поднимает наверх только большой палец, а опускает указательный.

Учитель показывает, а учащиеся отрабатывают на своих абакусах.

Правило 2: Верхние косточки и поднимают, и опускают только указательным пальцем.

Учитель показывает, а учащиеся отрабатывают на своих абакусах.

Правило 3: Обнулить абакус – это, значит, сомкнутым крабиком правой руки провести по границе, разделяющей небесные и земные косточки.

Учитель показывает, а учащиеся отрабатывают на своих абакусах.

Правило 4: Абакус готов к работе, когда он лежит на плоской поверхности на расстоянии ладошки от края в обнуленном состоянии.

Учитель показывает, а учащиеся отрабатывают на своих абакусах.

  1. 4.                Заключительная часть (3 минуты)

Учитель: Ну, что же, ребята, сегодня мы отправились в удивительную страну, в Менталику. Много испытаний, трудностей нам предстоит пройти. Много побед одержать. Но самое, главное, что мы сделали первый шаг. Дома вы должны выучить все правила. Спасибо за занятие. До скорых встреч.