Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

(Урок русского языка в 9 классе)

Айгуль ИБАТУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории лицея №4 г. Азнакаево

Тип урока. Урок изучения нового материала

Задачи:

образовательные:

– совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

– закрепить навык постановки знаков препинания всложносочиненных предложениях;

– расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения;

воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению, способствовать развитию культуры речи учащихся;

развивающие:

– развивать умение применять имеющиеся орфографические и пунктуационные знания;

– способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм и пунктограмм;

– развивать умение  высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать.

Планируемые  результаты:

предметные: знают основные понятия темы, определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; преобразовывают информацию: предложение – схема; собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее;

личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Метапредметные:

познавательные:

общеучебные: используют предоставленный материал для решения учебной задачи;

логические: осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы:

– самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера;

– формируется умение понимать познавательную задачу;

– формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

– формируется умение извлекать необходимую информацию;

регулятивные:

– проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности;

– формируется умение планировать необходимые действия;

– формируется умение контролировать учебные действия;

– формируется умение замечать допущенные ошибки;

–формируется умение оценивать свою работу;

коммуникативные:

– адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач;

– строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи;

– формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться,

– формулировать собственные мысли;

– формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах, группе.

Элемент педагогических технологий: игровая (поисковый квест).

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (метод иллюстраций, в т.ч. обращение к материалу, представленному в учебнике), практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка), проблемные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Ресурсы урока: учебник (Русский язык. 9 класс: учеб. для  общеобразоват. организаций/ [С.Г. Бархударов и др.].– М.: Просвещение, 2019),  компьютер, мультимедийный проектор, презентация, кейсы, раздаточный материал, фломастеры  различных цветов, бумага формата А4

Эпиграф к уроку: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса»

                                                                                        Б.В.Шергин

Ход урока

  1. I. Этап мотивации

Цель: установить безбарьерное пространство и личный контакт с учащимися, мотивировать их на предстоящую деятельность.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас несколько необычная встреча. Перед вами «Древо слов». (Слайд 1) Я предлагаю сорвать с него по плоду и вслух проговорить слово, которое на нём записано.

Орфоэпическая разминка. Портфель, свекла, шофер, звонить, процент, начать, договор, средства, красивее, алфавит, каталог, торты, обеспечение, каучук, баловать, диспансер, добыча, еретик, дремота, жалюзи, квартал, намерение.

Учитель. Молодцы, вы справились с заданием! Теперь, пожалуйста, те, кто сорвал красное яблоко, пересядьте за первый стол; кто жёлтое – за второй стол; у кого зелёное яблоко – займите третий стол.

Посмотрите на соседа справа, на соседа слева. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева!

Спасибо!

  1. II. Формулирование темы и цели урока

Цель: сообща сформулировать тему и цель урока, развивать критическое мышление.

Учитель. Продолжаем урок. Прочитайте записанные на доске схемы.

[○,○ и ○].

[   ], и [   ].

[○ и ○], и [   ].

– Из домашнего упр. 79 назовите предложения, соответствующие данным схемам.

– Что нужно сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания при союзе и?

Вариант ответа:

  1. Найти опознавательный признак – союз и.
  2. Определить, что он соединяет. (Далее вместе составляем алгоритм действия.) (Слайд 2)

Однородные члены

Части сложного предложения

Запятая перед и ставится

 

  1. Определить, является ли союз и повторяющимся:

 

нет

Запятая перед и не ставится

да

Запятая перед и ставится

 

Учитель. Молодцы! Откроем тетради, запишем число. Эпиграфом к уроку я взяла слова русского писателя, фольклориста, публициста и художника Бориса Викторовича Шергина «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Слайды 3 – 6) Как вы понимаете слова эпиграфа? Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим перед собой?

Запишем тему нашего урока – «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». (Слайд 7)

Цель: расширение и углубление знаний о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков. (Слайд 8)

III. Актуализация знаний учащихся (изучение нового материала)

Цель: расширение и углубление знаний о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков.

Учитель. Перед вами – карта «Знаю. Хочу знать. Умею», заполните её, пожалуйста. В конце урока мы вёрнемся к ней, и вы дополните свою таблицу.

А сейчас я предлагаю поработать в группе. Обратите внимание, у вас на столах каждой группы есть кейс с заданием. Обсудите проблему в группе. Решите ее. Оформите свое решение. Более подробную инструкцию по выполнению задания вы найдете в кейсах. Время на выполнение задания – 5 мин.

Цель: строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию; развитие сотрудничества при работе в группах; выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят.

Инструкция по выполнению кейса:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Обдумайте и обсудите в группе.
  3. Продемонстрируйте ваше решение на листе формата А4.
  4. Сформулируйте и изложите ваше мнение в убедительной и обоснованной форме.

Задание для 1-й группы. Запишите предложения на листе, выделите грамматические основы, определите вид сложного предложения, средства связи в предложении. Графически объясните, почему в данных предложениях между его частями не нужно ставить запятую.

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. (А.Чехов)

По словам проводника, места здесь глухие и дикие звери водятся.

Задание для 2-й группы. Запишите предложения на листе, выделите грамматические основы, определите вид сложного предложения, средства связи в предложении. Графически объясните, почему в данных предложениях между его частями не нужно ставить запятую.

Куда мы выйдем и кто нас там встретит?

Пусть удача улыбнётся и тогда ты сможешь всё!

Задание для 3 группы. Запишите предложения на листе, выделите грамматические основы, определите вид сложного предложения, средства связи в предложении. Графически объясните, почему в данных предложениях между его частями нужно поставить тире.

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А.Пушкин)

Минута – и стихи свободно потекут. (А.Пушкин)

Учитель. Время закончилось. И сейчас я попрошу выйти в центр участников групп и представить свои работы. (Участники групп по очереди объясняет свое решение по данной учебной задаче.)

Учитель. Назовите человека, кто наиболее активно работал в группе в ходе регламентированной дискуссии. (Каждая группа оценивает одного-двух участников дискуссии.)

– А теперь давайте все ваши выводы объединим и составим памятку.

В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если:

– части сложносочиненного предложения объединены общим второстепенным членом;

– есть вводное слово;

– все части сложносочиненного предложения являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

– Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то при таких смысловых отношениях ставится тире. (Слайд 9)

– Есть ли это правило в учебнике? Давайте откроем учебник на стр.43 и прочитаем примечание. (Один ученик читает вслух.) В учебнике прописано только одно условие, почему между частями сложносочинённого предложения с одиночным соединительным или разделительным союзом не ставится запятая. Мы же с вами вывели ещё три.

Пришло время немного отдохнуть, проведём физразминку.

  1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. – сидя, руки на поясе.

1-2. Поворот головы направо.

И.п. 3-4. Поворот головы налево.

И.п. 5-6. Плавно наклонить голову назад.

И.п. 7-8. Голову наклонить вперёд.         Повторить ещё раз. Темп медленный.

  1. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. – сидя, руки подняты вверх.

Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. – стойка ноги врозь.

1-2. Поднять правую руку на пояс, левую – на пояс.

3-4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.

5-6. Правую руку вверх, левую руку вверх.

7-8. Сделать два хлопка руками над головой.

9-10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.

11-12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.

13-14. Сделать два хлопка руками по бёдрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий средний, в четвёртый и пятый раз быстрее, в шестой – медленный.

  1. IV. Организация познавательной деятельности

Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.

Учитель. Продолжаем наш урок. Откройте стр. 44 учебника и найдите упр. 80. Выпишите из упражнения предложения, в которых запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится.

– Сравните выполненное задание с работой одноклассника. Какие ошибки заметили в работе?

Самостоятельная работа

Конструирование 2 – 3-х предложений, иллюстрирующих рассмотренные случаи.

Тестовое задание по теме «Сложносочинённые предложения»

  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

В саду цвел жасмин (1) и пели птицы. На ветвях сверкали капельки дождя  (2) и пробивалась чуть заметная зелень.  Рано утром все вышли в поле (3) и началась работа.

а) 1, 2, 3; б) 2, 3; в) 1, 3; г)запятые не нужны.

  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Заиграл оркестр (1) и кавалеры стали приглашать дам. Взошел месяц (2) и осветил все село холодным светом. Взошел месяц (3) и все село осветилось холодным светом.

а) 1, 2, 3; б) 2, 3; в) 1, 3; г)1, 2.

  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Его уносило вниз по течению (1) и он не на шутку испугался. А между тем наступала ночь (2) и нужно было подумать о ночлеге. Наступала ночь (3) и нужно было подумать о ночлеге.

а) 1, 2, 3; б) 2, 3; в) 1, 3; г) 1, 2.

  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Душно (1) и лишь у речки свежо. В окна с улицы летела пыль (2) и доносились голоса прохожих.

Дед Архип содержал огород в образцовом порядке (3) и всегда собирал прекрасный урожай.

а) 1, 2, 3; б) 2, 3; в) 1; г) 1, 3.

  1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Гости разъехались, и в доме наступила тишина.

2) Вскоре накрыли на стол, и сели пить чай.

3) Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.

4) В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.

Самопроверка по ключу: 4, 3, 3, 3, 2. (Слайд 10)

  1. V. Рефлексия. Сообщение о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Цель: оценить результаты работы, осуществить самооценку.

Учитель. Возьмите, пожалуйста, карту «Знаю. Хочу знать. Умею» и заполните.

Знаю Хочу знать Умею
     

 

– Что было нового? Чему научились?

– Какой этап урока был наиболее интересным?

– Что вызвало затруднения?

– Чем полезен был для вас этот урок?

Учитель. Подведём итог работы в группе. Как вы считаете, кто сегодня из групп проявил себя наиболее активно, кто заслуживает оценку «отлично»?

В оценивании работы мне помогут ваши оценочные листы и рабочие тетради. Заполните, пожалуйста, лист самооценивания работы на уроке и сдайте их.

Дома ещё раз прочитаете §-8. Письменное задание будет разноуровневым:

1-й уровень. Выписать из художественной литературы сложносочиненные предложения, иллюстрирующие рассмотренные случаи (по 2 примера на каждый случай).

2-й уровень. Составить тест по теме «Знаки препинания в сложносочиненом предложении» из 5 заданий с выбором ответа. (Слайд 11)

Приложение

Лист самооценивания работы на уроке (Ф. И.)

Этапы Содержание Все выполнил верно Допустил 1 – 2 ошибки Сделал верно половину Сделал верно меньше половины Не участвовал в работе Что мне мешало
1 Орфоэпическая разминка            
2 Задания квеста            
3 Выполнение упражнения из учебника            
4 Самостоятельная работа            
5 Тестовая  работа Баллы –      , получил оценку за тестовую работу __________
  Кому помог я  
  Кто помог мне  

 

Достиг ли я цели, поставленной на уроке …