Зимние противоположности

№ 138

(Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе с использованием ТРИЗ технологий)

Инзиля ГИМАДЕЕВА,

воспитатель  детского сада №134  г. Казани

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление знаний детей о времени года «зима», формирование основ безопасности жизнедеятельности, развитие логики и творческого воображения.

Задачи обучающие:

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; Активизировать использование антонимов в речи;

Обучать навыкам групповой работы  в режиме мозгового штурма.

Развивающие:

Расширить представление детей о способах безопасного поведения на улице в зимнее время года;

Развивать умение находить противоположные признаки;

Развивать логическое мышление детей при решении проблемных ситуаций.

Воспитывающие:

Воспитывать внимание, желание заниматься и узнавать новое.

Воспитывать культуру общения – слушать своих товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу.

Формировать положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа.

Беседы с детьми, наблюдения, просмотр презентации на тему «Зимние забавы», «Опасности зимой».

Методы и приемы: словесный, игровой, беседа, демонстрация наглядных пособий, вопросы к детям, рассказы детей по картинке, метод мозгового штурма, прием сравнения, загадывание и отгадывание загадки.

Оборудование: перчаточная кукла – медведь, карточки размером А4 на тему «Безопасность зимой».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришел гость из леса. Хотите узнать кто? Попробуйте отгадать загадку.

Мой белый брат во льдах живет,
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед,
И ягоду лесную.

Дети: Медведь.

Восп.: Да ребята, правильно. Ребята, давайте узнаем, зачем же медвежонок пришел к нам в гости?

Медвежонок: Ребята, мои лесные друзья белочка и зайчик  рассказывали, что зима самое лучшее время года, ведь зимой самый любимый праздник всех детей – Новый год. И елку надо украшать, и  Дед Мороз подарки дарит! А еще можно на санках и лыжах кататься и в снежки играть  и крепость строить! 3има – самое любимое время года она такая хорошая… Правда ли это? Я ведь зимой ухожу в спячку и не знаю ничего о зиме!

Восп.: Не только твои лесные друзья любят зиму. Думаю, нашим ребятам она тоже нравится. Ребята, скажите, за что вы любите зиму?  (ответы детей)

Восп.: Согласна с вами, что новый год и подарки – это хорошо.  Но ведь зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.

Медвежонок: Значит выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое? А вот вы сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Восп.:  Медвежонок,  давай, поиграй  с нашими детьми, ты будешь говорить, что бывает летом, а ре6ята – что бывает зимой.

Медвежонок:  Хорошо. Я начинаю.  Летом  жарко, а зимой?

Дети: Холодно.

Медвежонок: Летом на деревьях листья, а зимой?

Дети: Листьев нет (или лежит снег).

Дальше воспитатель подбирает вопросы  так, чтобы дети при ответе могли использовать антонимы.

Летом день длинный, а зимой?

Летом солнце высоко, а зимой?

Летом гуляют на улице много, а зимой?

3имой рябина сладкая, а летом?

3имой птицам голодно, а летом?

3имой земля покрыта снегом, а летом?

Медвежонок: Зимой оказывается очень весело и хорошо, но вы сказали, что зимой может быть и плохое? А как это?

Восп.: Сейчас мы тебе объясним Медвежонок, какие же опасности могут встречаться зимой. Садись медвежонок на стульчик, а наши детишки расскажут тебе, как правильно нужно вести себя зимнее время года, чтобы не замерзнуть, не заболеть и не получить травму.

Работа с демонстрационным  материалом «Безопасность зимой».

Дети берут карточки и объясняют, что изображено на картинках. Затем крепят карточки на доску или на магнитный мольберт. 

Восп.: Также, зимой на улице очень холодно и нельзя стоять на одном месте, а нужно веселиться. Давайте вместе с Медвежонком  поиграем в игру.

Подвижная игра на внимание.

Дети стоят на ковре. По команде «зима»  вы должны сесть на корточки и хлопать себя – (греться), по команде «лето»  вы встаете и гуляете по группе. Воспитатель называет не только слова «зима» и «лето», но и характерные признаки времен года (снег, метель, жара, радуга и др.) дети должны соответственно реагировать.

Проблемная ситуация.

Медвежонок: Мой один брат – Медвежонок Панда живет далеко на юге и никогда не видела снега.  А другой брат – Белый Полярный медведь живет на крайнем севере, там снег никогда не тает. Что бы мне придумать, чтобы Панда смог потрогать снег, а Белый медведь – траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?

Обсуждение проходит в виде «мозгового штурма»:  сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и из них выбираются наиболее удачные.

Медвежонок: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются родственники – медведи. Это будет мой для них новогодний подарок.  А вы еще придумали подарки для своих близких? А если нет, то я вам обязательно помогу. До свидания, ребята! (Медвежонок уходит)

Рефлексия.

Восп.: Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие? А что вы узнали нового? Что больше всего понравилось? А что для вас было трудно? (Ответы детей)