Зимние месяцы

№ 127

(Урок окружающего мира в II класcе)

Аделина ПРОКОПЬЕВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Большешиинской средней школы Мамадышского района

Технологическая карта урока

Тема Зимние месяцы
Цель:

Уметь соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края.

Задачи: Умение находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; иметь общее представление о жизни художников А.К.Саврасова, И.И. Шишкина.

Образовательные: Формировать УУД:

Личностные:

— Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней  природы.

— Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)

— Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Регулятивные УУД:

— Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

— Умение выполнять взаимопроверку учебного задания; планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.

Коммуникативные УУД: 

Умение строить понятные для партнёра высказывания, включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, слушать партнера по общению и деятельности.

Познавательные УУД:    

Умение соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка.

Основные понятия Названия старинных русских месяцев
Ресурсы:

— основные

 дополнительные

1) Окружающий мир. 2 класс. 2 часть. Плешаков А.А.

2) Презентация

3) Карточки для групповой  и парной работы.

Организация пространства Коллективные способы обучения

 

 

Технология проведе

ния

 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация

 

 

 

 

 

 

В перемену отдохнули,

Прозвенел уже звонок

Мы готовы, класс в порядке,

Начинается урок!

— Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок  окружающего мира.

 

  Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи

 

 

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

 

1)      Закрепляют понятие год, времена года.

2)       

 

 

 

 

Вспоминают основные признаки осени, название старинных осенних месяцев.

 

Делают вывод, что данные знания послужат помощниками  для изучения новой темы.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

 

Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.

  Ребята, сегодня нам  пришло письмо. А в письме — загадка.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром Слайд 1

О чем эта загадка? (О зиме)

А за каким временем года она  идет?  Ребята, у вас на столах лежат разные слова. И у меня есть слово зима. Давайте я на доске прикреплю слово зима. А вы прикрепите слова, которые относятся к этому времени года. Ваши слова в конвертике под №1

Итак, ребята мы с вами определили зимние признаки в неживой природе.

Действительно, за нашими окнами зима — прекрасное, сказочное время года. Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. И сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение поэта  И.Сурикова.

Видео

-Как точно передал поэт красоту природы зимой!

 

Актуализируется знания о зиме и ее основных приметах..

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать, отвечать на вопросы.

 

 

 Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

 

III Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса. Включаются в беседу.

 

 

Включаются в  групповую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с учителем формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод,  что им трудно определить название старинных зимних месяцев.

Определяют цель урока.

Организация подводящего диалога

 

 

Организует групповую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Организация открытия нового знания.

И так, давайте мы отправимся в гости к зиме. А поведет нас к ней та самая тройка, о которой говорилось в загадке.  Нам надо разгадать, кто же в этой тройке. Чтобы разгадать, давайте мы с вами поработаем в группе.

Перед вами лежат буквы, сложив их в правильном порядке, вы узнаете членов экипажа этой тройки. Закончив задание, поднимите руки.

Теперь давайте проверим.

Итак. 1-я группа – ваше слово.

Слайд2.

2-я группа

Слайд 3

3-я группа

Слайд 4

– Ребята, а давайте назовем эти зимние месяцы по порядку.

Слайд 5

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Как будет звучать тема нашего урока?

Правильно «Зимние месяцы»

Посмотрите, пожалуйста, на экран на изображения зимних месяцев. В зиме, как и в других временах года, три месяца. Эти три зимних братца — месяца очень разные по облику.

Слайд 6

 Декабрь.

– Почему декабрь в виде старого Деда Мороза? Январь в виде мальчика, а февраль чуть старше.(ответы детей)
Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году.
Январь – он первый, самый младший месяц нового года. Видишь, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц.
Февраль – последний месяц зимы.

А как назывались эти месяцы в старину? Хотите узнать

Ребята, значит, какую цель мы с вами поставим на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

 

 

 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе.

 

 

Личностные УДД:

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

 

 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему урока с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему урока с помощью учителя

 

III Совместное открытие нового  знания

Цель: Создать алгоритм  выхода из затруднительной ситуации.

 

 

 

 

 

 

Включаются в  групповую работу.

 

 

 

 

 

 

 

Читаю текст по учебнику.

Знакомятся со старинными названиями зимних месяцев.

.

Организация подводящего диалога

 

 

Организует групповую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация открытия нового знания.

Я думаю, вы вполне сможете справиться с этим. Давайте поработаем снова в группах.

Конверт 2. На листочках  написаны старинные названия зимних месяцев.  Учащиеся, проанализировав названия,  должны соотнести  современные названия месяцев с древнерусскими

Декабрь – студень, холодень,

Январь –перелом зимы, сечень

Февраль –крутень, бокогрей.

Обоснуйте свой ответ

А теперь откройте учебник на с.5 и проверьте, все ли правильно вы сделали. Давайте еще раз посмотрим на экран и запомним их названия.

Слайд  7 Декабрь

-Декабрь — это начало зимы. Это первый снежный месяц. В народе говорили, декабрь- зиму начинает, а год кончает. Декабрьский снег будет лежать долго — до весны.

Слайд 8-11

Декабрь – пора хмурого неба, ранних вечеров, тёмных ночей

Слайд 12 «Январь»

Слайд 13

Январь – это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. В народе говорят, январь – году начало, зиме середка.

Слайд 14

В январе солнце сияет ярче на синем ясном небе. Поэтому его называют просинец

Слайд 15

– В конце декабря, в начале января ночи росту убавляли, а дни начинали расти. С этим связано старинное название января – перезимье.

Стоит он между декабрём и февралём и сечёт зиму пополам, за то называют его сечень.

Январь – самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью – луна.

За окном у нас январь месяц и нам тоже стало холодно. Давайте согреемся.

Физминутка 

Слайд 16 – 19 Февраль

Февраль  –  последний месяц зимы. У февраля два друга – метель да вьюга. Потому зовут его крутень. Февраль стоит на рубеже – перед первым весенним месяцем мартом, между зимой и весной. Вот потому одно из народных названий февраля – межень. Ведь старинное русское слово «межа» значит «рубеж», «граница».

В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать в группе, работать с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Личностные УДД:

Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой

IV. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе, аргументирование фактов

 

 

 

 

Погода становиться мягче, теплее, чем в январе.

От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков.  Раз в феврале дни теплее и снег липкий, чем мы можем занятья? (Ответы детей)

А для этого будем отгадывать загадки. Каждая отгадка — слепленная часть снеговика.

6 частей -6 загадок.

1. С первым месяцем в году

Я на лыжах побегу,

Поиграем мы в хоккей

И решим, кто всех главней:

В хоккее всех главней – вратарь,

Кто ж у Зимы главней?

Январь

2. В декабре реки покрывались льдом,  и поэтому этот месяц называли в старину … (ледостав)

3. Старинное название февраля, месяца, стоявшего между весной и зимой. (Межень)

4. Месяц долгих ночей и коротких дней.

(Декабрь)

5. Какой месяц называют просинец?

6. Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился      снеговик

Молодцы ребята.

– Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин И.И.Шишкина, А.К.Саврасова. Слайд 21

– Какие месяцы они изобразили? (Декабрь, февраль) Почему вы так думаете, подумайте в группе. Какие слова из конверта «Аргументы» вы бы отнесли к первой картине, какие – ко второй?

– Глядя на картины, что вы чувствуете?

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли  устной форме,  слушать и понимать речь других

 

V.  Самостоятельная работа с проверкой

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися

Самостоятельная работа учащихся..

 

Работа по составлению присловий.

Организация самостоятельной работы Организация работу по карточкам.

– Русская зима с ее снегопадами, метелями, трескучими морозами стала одним из символов России. Наши предки любили зиму, называли ее «матушка», посвящали пословицы, загадки, считалки.

– Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

Вам необходимо открыть учебник на стр. 7, прочитать присловья о зиме. Попробуйте и вы составить присловье.

Производят предварительную оценку работы. Записывают

ответы, сверяют с записями
на доске.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Отвечают на вопросы, самооценка

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Организует фиксирование темы и цели урока

 

Организует рефлексию.

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

 

 

 

 

Оценивает работу учащихся на уроке.

— И так, скажите тему урока?

Доскажите предложения хором:

Снежень, бокогрей, межень –… (февраль).

Студень, ледостав, годопроводец, холодень – … (декабрь).

Просиней, перелом зимы, перезимье – …(январь).

– Назовите зимние месяцы по порядку.

 

– Я предлагаю вам разукрасить ёлку, ведь впереди у нас еще грядет встреча Старого Нового года.

– Если вы поняли тему повести на елку красный магнитик, если еще остались вопросы – синий.  Если пока вы встретили затруднение ,  то желтый шарик.

 

 

Приобретение начального опыта для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные УДД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УДД:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные УДД: способность к самооценке.

Домашнее задание

 

  Объясняет и дает алгоритм выполнения мини проекта «Зимний месяц» – Ребята, дома я попрошу вас выполнить мини-проект «Зимний месяц». Алгоритм выполнения – у вас на столах в конвертике «Проект»

 

 

Спасибо за урок.