Зелёное богатство Казани

№ 105

(Классный час для учащихся V – VI классов)

Альфира МОГОМЕДОВА,

учитель татарского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №9 г. Казани, классный руководитель

Цель. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников на основе воспитания патриотических чувств к малой Родине.

Задачи:

– обогащение учащихся знаниями о природе, обществе, человеке;

– способствовать формированию представлений об уникальности, неповторимости природы малой Родины;

– способствовать формированию познавательного интереса к родному краю;

– формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации при работе в малых творческих группах.

Оборудование. Презентация о парках и скверах города Казани, компьютер, проектор, фотоаппарат, листы ватмана, фломастеры, муляжи цветов, кашпо, музыкальное сопровождение (музыка Л.Бетховена).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Разграничение понятий «сквер», «парк».

3. Зелёное богатство Казани.

4. Гимназический проект «Школьная клумба».

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход классного часа

Классный руководитель. Каждые выходные мы привыкли гулять с друзьями или с родителями и зачастую выбираем местом для прогулок именно зеленые, красивые и цветущие парки. Лучший отдых – это отдых на природе, это всем известно. И как чудесно провести время в лесу, парке, сквере. Подышать свежим воздухом, полюбоваться окружающей красотой. В нашем городе их очень много, но так ли хорошо мы их знаем?

Сегодняшний классный час покажет нам, насколько хорошо мы знаем наши городские парки, и кто чаще предпочитает их в качестве места отдыха с семьей и не только.

          Разграничение понятий «сквер», «парк».

Слайд 1. Описание парка.

– Зелёная благоустроенная территория.

– Занимает большую площадь.

– Имеет разнообразные элементы художественного оформления: памятники, скульптуры, фонтаны.

– Предназначена для длительного отдыха под открытым небом.

Классный руководитель. Перед вами описание одного из мест городского отдыха. Прочитайте и решите, что это лес, парк или сквер?

Кто думает, что это описание сквера – поднимите руки. А кто считает, что это парк? Аргументируйте свой выбор. (Учитель поочерёдно просит ребят доказать правильность своего выбора.)

Итак, конечно же, правы были те, кто утверждал, что это «парк». В нашем городе очень большое количество всевозможных парков и сегодня нам будут представлены самые значимые парки Казани. Наша задача не только узнать новое о них, но и дополнить эти слайды своими знаниями о них. (Слайды 2 – 6. Изображения парков мира.)

          Классный руководитель. Какие парки города вы знаете из тех, что были представлены на слайдах? (Ответы детей.)

Итак, настало время узнать, что же означает понятие «сквер». Прочитайте описание сквера.

Слайд 7. Описание сквера.

– Небольшая по площади зелёная зона города.

– Чаще всего размещается на площади, в жилых районах, на перекрёстке улиц.

– Его планировка включает газоны, дорожки, скамейки, цветники.

– Отличное место для кратковременных прогулок и отдыха.

Классный руководитель. Сравните его характерные признаки с признаками парка. Найдите различия.

– Хорошо, а теперь рассмотрим самые известные скверы мира. (Показ слайдов о скверах мира.) (Слайды 8 – 9)

3. Зелёное богатство Казани.

Выступления творческих групп с показом презентаций:

– Лядской сад, Черное озеро, парк воинской славы, Открытый дендрарий, «Крылья Советов», Казанский Эрмитаж.

– Новостройки среди парков Казани: парк «Тысячелетия Казани», Петровский парк, Горкинско-Ометьевский лес.

– Хотите побродить по Швейцарии?

– Места, где весело и детям и взрослым: Горки-парк, парк «Кырлай», «ОстровОК Развлечений», Юркин парк.

– Водные парки Казани – «Ривьера», «Барионикс».

– База «Лебяжье» и Глубокое озеро – островок мечты.

IV. Гимназический проект «Школьная клумба»

Классный руководитель. А давайте и мы создадим на территории нашей гимназии зону отдыха, где бы цвели цветы, пели птицы. Но для этого мы должны сначала сделать макет нашей будущей клумбы. (Учащиеся на листе ватмана схематично рисуют будущую клумбу и прилегающую к ней территорию. Затем с помощью заранее приготовленных муляжей создают макет зоны отдыха на территории гимназии с последующей защитой своего макета.)

Классный руководитель. Молодцы, ребята! Ваш макет очень хороший получился. Мы презентуем наш макет нашим родителям на родительском собрании для того, чтобы они помогли нам доработать наш проект. В будущем мы с вами наше творчество с помощью родителей воплотим в жизнь и сделаем еще краше территорию нашей гимназии.

V. Подведение итогов. Рефлексия

Классный руководитель. Вот и подошел к концу наш классный час. Он показал, что все вы прекрасно осведомлены о зеленых достопримечательностях нашего города. Мы любим свой город. Любим каждый его уголок за красоту, чистоту и покой. Хотим чтобы он процветал, хорошел с каждым годом. А жители берегли его и гордились им. Понравился ли вам наш сегодняшний классный час? Какие моменты вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились? (Мнения учащихся.) Благодарю вас за хорошую работу.