Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

 

Гульназ ШАКУРОВА,

учитель начальных классов средней школы №22-Центра образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани      

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательные влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет усилия педагогов и воспитанию подрастающего поколения.

Проблема охраны укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общество. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, на уроке необходимо провести физкультпаузы. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в применении здоровьесберегающих технологии. Основными направлениями данной технологии в начальной школе я предполагаю:

  1. Подвижные и спортивные игры.
  2. Релаксация.
  3. Гимнастика пальчиков.
  4. Весёлые физминутки на уроках.
  5. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
  6. Дыхательная гимнастика.
  7. Игровой массаж.
  8. Уроки здоровья.
  9. Формирование навыков здорового образа жизни.

Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

В своей работе я  активно изучаю и применяю  подвижные игры с дидактической направленностью, хочу привести практический материал, который можно использовать на уроках.

  1. Игры на уроках математики

С целью закрепления знаний по математике использую подвижные игры с дидактической направленностью: «Математический бег», «Вызов номеров», Фигуры», «Борьба номеров» и др. В 1 классе при изучении чисел использование игровой формы с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и движений запоминают натуральный ряд чисел без заучивания.

Игра «Не скажу»

Игроки садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечётных чисел говорят «не скажу!» Например: не скажу,2 , не скажу,4…

Игра «Быстро занять места!»

Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель даёт команду: «Быстро занять места!» Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию).

Игра «Передай кубик»

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик. По сигналу учителя кубик передаётся каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают по убыванию, называя каждое предыдущее число. Ряд, закончивший первым, побеждает.

  1. Игры на уроках окружающего мира.

Игра «Правильно-неправильно»

Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и даёт детям задания, если задание правдоподобно, то участники игры имитируют его в движении, если не верно, то игроки в приседе хлопают ладошами по коленям.

Например:

Птица летит (верно)

Змея ползает (верно)

Попугай смеется (неверно)

Лягушка квакает (верно)

Корова мурлыкает (неверно)

Игра «Белки, орехи, шишки»

Игроки рассчитываются по три. Первые номера – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берётся за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине и говорит: «Белки!» и все играющие, названными белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становиться белкой, а оставшийся без места – водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки. В разгар игры можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны меняться местами.

Игра «Земля, вода, воздух, огонь»

Ученики становятся в круг, в середине его становится водящий. Он бросает мяч кому-то из играющих, произнося при этом одно из слов: «Земля, вода, воздух, огонь».  Если водящий сказал слово: «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро называть какое-либо домашнее или дикое животное.  На слово «Вода!», играющий отвечает названием рыбы; на слово «Воздух!», надо называть птицу; на слово «Огонь!», все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся игрок выбывает из игры.

  1. Игры на уроках обучения грамоте

Игра «Белка»

Дидактическая задача: упражнять детей в чётком произношении звуков. Ученики хором говорят:

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки.

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

По окончании стихотворения все бегут врассыпную по классу и собирают отдельно грибы и орехи. В конце каждая команда подсчитывает собранные «запасы».

Использование вышеуказанных игр оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, на моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Школа и мы, учителя, обязаны взять на себя заботу о сохранении здоровья школьников наряду с родителями. Если мы научим детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.