Здоровьесберегающие технологии в детском саду

№ 117

Лейсана АБДУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево 

Альбина ЗИНОВЬЕВА,

инструктор по физической культуре детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;

применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в т. ч. культуры профессионального здоровья воспитателей детского сада и валеологическому просвещению родителей.

 

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в детском саду обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

– технологии профилактики заболеваний;

– углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

– коррекция возникающих функциональных отклонений;

– отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III – V группы здоровья);

– реабилитация соматического состояния здоровья;

– противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;

– витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);

– санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

– закаливание КГН;

– беседы по валеологии;

– спортивны праздники;

– спортивные развлечения и досуги;

– недели здоровья;

– соревнования;

– прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

– семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

– консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

– практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

– обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

– информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

– информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

– приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

– консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

– приобщение детей к физической культуре;

– использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

 

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

 

Время проведения в режиме дня

 

Особенности методики проведения

 

Ответственный

 

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

 

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

 

Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ

 

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2 – 5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Педагоги ДОУ
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
Релаксация

 

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

 

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог
Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

 

Все педагоги ДОУ

 

Гимнастика пальчиковая Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

 

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами Все педагоги ДОУ, логопед

 

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3 – 5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

 

Все педагоги ДОУ
Гимнастика дыхательная

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Все педагоги ДОУ
Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5 – 10 мин. во всех возрастных группах.

 

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Педагоги ДОУ
Оздоровительный бег Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

 

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст – в групповой комнате или физ.зале – 10 мин. Младший возраст – 15 – 20 мин., средний возраст – 20 – 25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

 

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

 

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

 

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Психолог, педагоги ДОУ

 

Коммуникативные игры 1 – 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

 

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ

 

Занятия из серии «Здоровье»

 

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

 

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

 

Педагоги ДОУ
Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

 

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

 

 

 

 

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

 

 

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель
Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Педагоги ДОУ, психолог
Технологии коррекции поведения

 

Сеансами по 10 – 12 занятий по 25 – 30 мин. со старшего возраста

 

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6 – 8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

 

Педагоги ДОУ, психолог
Сказкотерапия 2 – 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения Педагоги ДОУ, психолог

 

           Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

– Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

– Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

– Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

– Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

– Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

– Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

– различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

– комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

– физкультурные занятия всех типов;

– оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

– организация рационального питания;

– медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

– соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

– комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:

– интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

– внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

– разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками;

– формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей;

– совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

– выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

– обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

– Соблюдайте режим дня!

– Обращайте больше внимания на питание!

– Больше двигайтесь!

– Спите в прохладной комнате!

– Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

– Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

– Гоните прочь уныние и хандру!

– Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

– Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

–Желайте себе и окружающим только добра!