Здоровьесберегающие технологии на современных уроках

№64

Светлана АНТОНОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории кадетской школы № 49 г.Набережные Челны

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей является одной из нескольких концептуальных позиций образования. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии в образовании направлены на реше­ние приоритетной задачи современного образования задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в школе: детей, педагогов и родителей. В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Одной из главных задач образовательного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья школьников и воспитание культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса.

Успешная работа по здоровьесбережению осуществляется по ряду направлений.

1.  Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:

– оздоровительная гимнастика;

– игры–релаксации;

– разные виды массажа;

– элементы упражнений йоги;

– привитие гигиенических навыков;

– простейшие навыки оказания первой помощи;

– физкультминутки во время занятий;

– функциональная музыка;

– специально организованные занятия оздоровительной физкультуры;

– массовые оздоровительные мероприятия;

– упражнения для глаз.

2. Работа с семьей:

– пропаганда здорового образа жизни;

– индивидуальные беседы;

– выступления на родительских собраниях;

– распространение буклетов;

– проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом:

– проведение семинаров-практикумов, выставок, консультаций;

– проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение;

– посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и развивающей среды:

– приобретение массажеров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей;

– изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;

– разработка отдельных оздоровительных комплексов.

С целью реализации здоровьесберегающей технологии на уроке необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, их гармонич­ного физического развития.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются: осуществление профилактики простудных заболеваний, проведение закаливающих процедур. Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

– «Не навреди»;

– сознательности и активности;

– непрерывности здоровьесберегающего процесса;

– всестороннего и гармонического развития личности;

– доступности и индивидуальности;

– систематичности и последовательности ;

– системного чередования нагрузок и отдыха;

– постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты: рациональное питание, оптимальная двигательная активность, соблюдение режима дня, предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Применение в работе образовательного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья обучающихся. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культура доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучению здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Каждый день во время проведения «Часа здоровья» и на прогулке с детьми проводятся оздоровительные игры, укрепляющие различные группы мышц, тренирующие вестибулярный аппарат, способствующие профилактике нарушений осанки и зрения. Основная задача воспитателя при организации игр – создание у игроков состояния особого психологического комфорта, что достигается за счет непринужденности обстановки, свободы импровизации, возможности отступления от заданных правил, бесконечности вариаций, нацеленности педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших. Ниже приводится описание оздоровительных игр, разработанных В.Г.Алямовской, по аналогии с которыми воспитатели могут разработать свои.

«Цапля»

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой ноге и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на пояс. Глаза закрыты.

Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, правильно выполнившие это упражнение, становятся водящими в подвижной игре

Оздоровительный эффект: игра тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность детей концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи.

«Скачки»

Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Кто самый резкий скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15 – 20 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у «лошадок» получается хорошо. Затем oбъясняет детям, что скакать они будут также же на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки и в течение одной минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют «скакунов», быстрых, резвых, не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарит детей за участие в игре.

Оздоровительный эффект: игра массажирует внутренние органы и укрепляет  костно-мышечную систему конечностей.

«Уши»

Дня выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу наклоняют дети голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись уши.

Оздоровительный эффект: игра способствует  разогреву ушей, через нервные окончания в ушных раковинах происходит возбуждение всего организма; разрабатывается подвижность шейных позвонков.

«Скоморохи»

Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги нужно как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.

Оздоровительный эффект: игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делают гибкой поясницу.

Самомассаж

Ручки растираем и разогреваем (растирают и хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем (руки умывают лицо)

Пальчики сгребают все плохие мысли, (пальчиками-граблями проводят по голове)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро (пальчиками точечными движениями проводим по ушкам)

И вперед сгибаем, (ушки сгибаем вперед)

А потом руками трогаем за щечки.

Оздоровительный эффект: массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Массаж как лечебное средство был известен еще в глубокой древности.  В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.К. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Одним из видов развивающего массажа является самомассаж лица Ф.Р.Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит и на развитие речи. Ф.Р.Ауглин считает, что положительные результаты достигаются вследствие влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В течение восьми месяцев ученые уже после трех недель специальных и весьма простых упражнений замечали у 98% детей повышенную активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, стали верховодить в своем окружении, у них появились разносторонние интересы.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители.

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников Министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.

Список литературы

1. Школы золотого уровня, содействующие здоровью: Научно-методический сборник / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – Казань: Магариф, 2003.

2. «Оздоровительные игры в летнем лагере». Методические материалы. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник». – 2010, №3 – С. 32 – 35.

3. «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении». Наука и школа / Фән һәм мәктәп. – 2014, №2 – С. 58 – 61.

4. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006.

6. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процесс / авт.-сост.С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2009.