Здоровье с детства

№47

(Проектная работа)

Рузалия ЗАКИЕВА, Ирина МИНГАЗОВА,

 воспитатели детского сада   №18 «Улыбка» г.Азнакаево                                                  

Актуальность. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения  превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.

Цель. Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Срок реализации. 2 месяца.

План разработки проекта.

1. Определение темы, цели, задач и ожидаемых результатов проекта.

2. Определение исполнителей проекта (дети и родители подготовительной к школе группы, воспитатели).

3. Поиск, сбор и анализ информаций с участниками проекта.

4. Планирование работы по реализации проекта.

5. Итоговое мероприятие.

Взаимодействие с родителями.

1. Совместный просмотр и обсуждение с детьми спортивных телепередач, мультимедийных фильмов.

2. Изготовление выносного материала для организации двигательной деятельности на прогулке.

3. Поход на лыжную базу.

4. Консультации для родителей «Зимние спортивные игры и развлечения на воздухе», «У природы нет плохой погоды».

5. Папка-передвижка на тему «Здоровье тела и души».

6. Беседы на темы «Вредные привычки у родителей и их влияние на развитие и здоровье детей», «Быть здоровым хорошо».

7. Посещение на дому «Физкультурный уголок у ребенка дома».

8. Анкета на тему «Знаете ли вы своего ребенка?».

9. Совместное творчество детей и родителей:

     а) сочинение  на тему «Самое дорогое на свете»;

     б) выставка рисунков на тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;

     в) конкурс поделок на тему «Снеговик года»;

     г) фотогазета из семейных архивов.

 Ожидаемые результаты. Освоение основных культурно-гигиенических навыков. Сформирование элементарных знаний о здоровом образе жизни (о рациональном питании, о важности соблюдения режима дня, об особенностях строения и функциях организма, о значении двигательной активности жизни человека, о роли и влиянии света, воздуха и воды в жизни человека). Правильное выполнение всех видов основных движений. Самостоятельный выбор разнообразных сюжетов игр, моделирования предметно-игровой среды.  Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице в транспорте, правил дорожного движения. Соблюдение элементарных правил поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными). Владение достаточным словарным запасом, свободное общение с педагогами, со сверстниками, пересказывание и драматизация небольших литературных произведений. Знание наизусть 2 – 3 стихотворений, считалок, загадок. Создание индивидуальных и коллективных рисунков, декоративных, предметных и сюжетных композиций. Лепка различных предметов, передавая их в форму, пропорции, позы и движения.

Снижение заболеваемости.

Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников.

  Физическое развитие.

Задачи. Развитие творчества, самостоятельности, инициативы   в двигательных действиях, осознанного отношения к ним; расширение представлений о рациональном питании; об активном отдыхе; формирование у воспитанников потребности  в двигательной активности и физическом совершенствовании. Развитие интереса и любви к спорту.

  1. Закаливающие процедуры (ходьба после сна по ребристой доске, массажной дорожке, йога в играх «Кошечка злится », «Поза змеи»).
  2. Физкультурные минутки в НОД «Аплодисменты», «Молчаливые стихи», «Каждый день по утрам».
  3. Употребление фитонцидов (чеснока, лука), чая с лимоном.
  4. Дыхательная и звуковая гимнастика «Плакса», «Упрямый ослик», «Полет на Луну».
  5. Физкультурный досуг «Зов джунглей».
  6. Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества совместно с папами.
  7. Тематические физкультурные занятия на темы «Забавные лучики», «На огороде».
  8. Утренняя гимнастика «Веселые путешественники», «Здравствуй, друг».
  9. Послесоновая гимнастика с элементами хатка-йоги.
  10. Подвижные игры «Перенеси овощи в корзину», «Сумей перепрыгнуть», «Узнай и назови», «Живой лабиринт».

   Социально-коммуникативное развитие.

Задачи. Развитие самостоятельности в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения;  закрепление умения использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, развитие умений содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях, формировать умения отстаивать свою точку зрения, поощрение самостоятельности суждений; закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах);  воспитание ценностного отношения к собственному труду,  труду других людей и его результатам.

  1. Сюжетно-ролевые игры:  «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «Служба спасения», «Скорая помощь», «Российская армия», «Готовимся к мировому чемпионату по футболу».
  2. Экскурсия в Ледовый  дворец.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему: «Если малыш поранился».
  4. Уборка овощей с огорода.
  5. Работа с природным материалом, изготовление игрушек из шишек, желудей «Мишка – физкультурник».
  6. Изготовление мешочков для метания.
  7. Работа с бросовым материалом: изготовление кеглей, кольцеброса.

    Речевое развитие.

Задачи. Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе; пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками о здоровье, спорте, развитие связной речи- диалогической и монологической форм, формирование словаря.

  1. Чтение (К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С.Михалков «Овощи»).
  2. Заучивание пословиц, поговорок считалок, скороговорок о спорте, о здоровье.
  3. Загадывание загадок.
  4. Составление рассказов из личного опыта.
  5. Сочинение сказок и рассказов о спорте.
  6. Рассматривание картин о спорте.
  7. Беседа на темы «Дорога, транспорт и дети», «Внимание: опасность».
  8. Ситуативные беседы «Как бы ты поступил?», «Как можно было предотвратить беду?».
  9. Беседы на темы «Как мы провели день на лыжной базе», «Какие спортивные телепередачи мы смотрели?».

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация), формировать умения передавать движения людей, умение самостоятельно создавать художественные образы в разных  видах деятельности; развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

  1. Рисование на тему «Как мы играем зимой».
  2. Аппликация на тему «Полет на Луну».
  3. Лепка на тему «Лыжник».
  4. Слушание и пение песен о спорте.
  5. Логоритмические упражнения «Зайчики грызут морковку», «Зайчики пьют компот».

Познавательное развитие.

Задачи. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, расширение кругозора детей. Формировать умения уделять внимание анализу эффективности источников информации, формирование начальных представлений об особенностях строения и функциями организма человека

Исследовательская работа на темы:  «Носы нужны не только для красы», «Свойства снега и льда».

           Дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Найди лишний предмет», «Подбери одежду по сезону», «Кому нужны эти вещи?».

          Рассматривание иллюстраций на тему «Что у меня внутри?»

Итоговое мероприятие. Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья».

Ведущий.  Пришла зима, оделись в белое поля.  Стоят деревья в шапках белых. Зима – для сильных, ловких, смелых.

В наших «Веселых стартах» участвуют две команды «Снежинка» и «Снеговик».

Снеговик.

Я – веселый Снеговик,

К играм с детства я привык,

Играть снежки умею ловко

И держу свой нос морковкой.

          Давайте вместе играть, в цели бросать!

1. Эстафета со снежками. Для каждой команды  в обручах лежат снежки.

2. На санках. Ребенок садится в санки, родители везут его до обозначенного места.

3. Аттракцион по первой лыжне. На одной лыже нужно добраться до финиша.

Игра «Мороз-красный нос».

Дед Мороз.

Я – Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

          В путь – дороженьку  пуститься?

 Дети.

 Не боимся мы угроз

          И не страшен нам мороз!

4. «Кто сильнее?» Перетягивание каната между командами.

5. Эстафета на санках «Черепахи». Двое детей сидят на санках спиной  друг   к другу и отталкиваются от земли ногами.

6. «Перенеси мозаику» (по ледяным дорожкам).

Ведущий.

Пусть мороз трещит,

Вьюга в поле кружит,

          Малышам – крепыша.

          Не страшна стужа!

Молодцы у нас ребята:

Сильные и смелые,

Дружные, веселые,

          Быстрые, умелые!

Список использованной литературы:

1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., 2012.

3. Ковалько В.И.Азбука физкультминуток для дошкольников. –   М.: ВАКО, 2005.

4. Мазнин И.А. Стихи-загадки. – М.: Творческий центр, 2008.

5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. – М., 2005.

6. Хамитов И.М., Зарипова З.М  Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.  – Наб. Челны, 2005.

7. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования.  –Казань, 2012.