Здесь котята – акробаты, здесь и клоуны – котята

№ 158

(Занятие в подготовительной к школе группе по грамоте и развитию речи)

Эльвира ГИЗЗАТУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №274 г. Казани

Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Уточнять и закрепить правильное произношение звуков [с], [ц].

Ход занятия

Коммуникативная игра «Доброе утро!»

(Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.)

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

– Доброе утро. (Правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки.)

Доброе утро! (Левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки.)

Солнцу и птицам. (Поднимают руки вверх, тянутся.)

Доброе утро! (Машут правой рукой.)

Улыбчивым лицам. (Улыбаются друг другу.)

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

«Хәерле иртә миңа!

Хәерле иртә сиңа!

Хәерле иртэ безгә!»

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в цирк и встретимся с цирковыми животными. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадки. (Воспитатель после каждой отгадки спрашивает их, почему они так думают.)

Загадки

1. В Индии живу,

Грузы на себе вожу,

У меня огромный рост

И короткий тонкий хвост. (Слон)

2. Полосатый и усатый

Всех зверей сильней в тайге,

На охоту он крадется

По ночной лесной тропе. (Тигр)

3. Хвост крючком,

Рыльце пяточком. (Свинка)

4. Мохнатенька, усатенька,

Сядет – песенку поет. (Кошка)

5. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Мишка)

(По мере отгадывания загадок выставляется на стол предметы -–отгадки и карточки с их названиями.  Каждое слово «прочитыватся» 1 – 2 раза.)

Составление предложений

Воспитатель. А теперь я вам предлагаю придумывать предложения со словами кошка и тигр. (Дети придумывают свои предложения.)

Воспитатель. Молодцы! Слушаем следующее задание:

Со словами цирк, театр, парк, кино, идет, в, используя отгадки, нужно составить красивые предложения. (Дети составляют и читают 2 – 3 предложения.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите на всех зверей. Я вам открою один секрет, все эти звери собрались из театра зверей. Вот послушайте загадку:

Здесь котята – акробаты,

Здесь и клоуны – котята.

Через голову – кувырк,

Значит здесь кошачий… (цирк).

Воспитатель. Посмотрите на доску и найдите карточку со словом цирк.

– Есть ли у нас в городе Казань цирк?

– Кто из вас бывал в цирке?

– Видели ли вы дрессированных животных?

– Какие выступления вам больше запомнились? (Выслушиваются высказывания детей.)

Воспитатель. А теперь мы с вами тоже попробуем изобразить маленьких зверят.

Физминутка

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед –

Это делает зарядку

Наш Маркиз –

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Работа с скороговоркой

Не ест овца овса

А ждет с травой сенца.

(Скороговорку в кругу читают в умеренном темпе, меняя силу голоса. Повторяют 3 – 4 раза.)

Игра с мячом

Воспитатель. Мы с вами поиграем в игру «Лови и скажи». Я буду вам кидать мяч, а вы должны поймать и придумать слова на [с], [ц]. Кто больше придумает?

Дети. Собака, солнышко, свекла, самокат, самолет, сад, сапоги, санки, сумка, сок, стул, стол, суббота, сено, соль, слива, салют… цирк, цапля, цитрус, царь, цыпленок, цветок, цифра, центр…

Звуковой анализ слов

Воспитатель. Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Первая команда будет работать со словом мышка, а вторая – Мишка.

– Какой первый звук в словах?

– Какой 2-й, 3-й, 4-й?

– Чем отличаются слова Мишка и мышка?

– Какой ударный слог в словах?

Игра в театр зверей

Воспитатель. Я вам предлагаю играть в театр зверей. Договоритесь между собой кто будет дрессировщиком, а кто животным? И подумайте, какие номера вы можете приготовить? А потом во второй половине дня мы будем смотреть выступления цирковых зверей.

С радостью буду ждать ваши выступления!