Загадочный мир космоса

№53

(Конспект занятия ко дню космонавтики в старшей и подготовительной группе)

Римма ХАФИЗОВА,

музыкальный руководитель I квалификационной категории детского сада №5 «Белочка» поселка Октябрьский Зеленодольского района

Гузель МИНДУБАЕВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №5 «Белочка» поселка Октябрьский Зеленодольского района

Цель: формировать понятия об окружающем мире; рассказать о том, что находится за пределами нашей планеты и кратко познакомить с объяснениями явлений обыденной жизни – смены дня и ночи, зимы и лета.

Активизация слов: планета, звезда, спутник, созвездие.

Оборудование: глобус, фонарь, настольные лампы, стакан с водой, звезды, макеты и иллюстрации планет, разрезные карточки, иллюстрации времен года, слайды: скафандр, космодром, ракеты, созвездий, звездного неба, земля из космоса, Луна, северное полушарие, гимнастические коврики.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о космосе, полетах космонавтов.

Чтение сказки «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили».

Рассматривание иллюстраций в книгах, ознакомление с картой звездного неба.

Познавательная беседа «Планеты солнечной системы»

Аппликация на тему: «Звездная фантазия».

Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты».

Разучивание песен и стихотворений о космосе.

Ход занятия

Занятие проходит в праздничноукрашенной групповой комнате. Звучит спокойная музыка. Дети заходят, становятся в круг. Маршируют по кругу под музыку «Марш юных космонавтов».

Воспитатель. Ребята, сегодня мы находимся на космодроме, и мы с вами полетим в космос. Закрываем глазки. Сначала одеваем защитные костюмы, кислородные баллоны, затем скафандры. Приготовились! Полетели! Летим, летим.

Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».

Ребята откройте глаза, кажется, мы прилетели. (Слайд с изображением луны и звезд.) Где мы находимся?

Дети. В пространстве. Космос.

Воспитатель. Ребята попробуем из космоса отыскать нашу Землю. Какая красивая наша планета Земля из космоса, правда? (Слайд с изображением земли из космоса.) Как выглядит наша земля?

Дети. Она округлая, голубая, зеленая.

Воспитатель. Голубое – это что? Зеленое – это что?

Дети. Голубое – это вода, реки, озера, моря, океаны. Зеленое – это суша, деревья, трава.

Воспитатель. Ребята, мы смогли бы жить на Земле, если бы она была пустынна и безжизненна? Почему?

Дети. Нет, не смогли бы, потому что растения дают нам кислород, солнышко тепло и свет.

Воспитатель. Вы знаете, на чем держится наша планета?

Дети. Ни на чем. Она вращается вокруг своей оси и солнца.

Исполняется куплет и припев песни «Девочка с планеты земля» В. Ударцев.

Воспитатель. Вот мы с вами просмотрели и спели про нашу планету. Время подошло подышать из наших кислородных баллонов.

Дыхательное упражнение Хотха-йога грудное (или среднее) дыхание.

Воспитатель. Что мы знаем про планеты?

Дети. Меркурий – ближе всех к солнцу.

Венера – очень много воздуха, только углекислого газа, который мы выдыхаем.

Марс – красного цвета, потому что поверхность содержит много железа.

Юпитер – самая большая планета.

Сатурн – самая красивая планета, окольцованная.

Уран – состоит из замерзших газов.

Плутон – самая маленькая и далекая планета. Там очень холодно.

Нептун – голубоватого цвета, ледяная, там бушуют ветра.

Воспитатель. Ребята, что такое луна?

Дети. Это единственный спутник земли.

(Слайд луна, звезды, солнце.)

Воспитатель. А что еще вы видите здесь?

Дети. Солнце. Звезда.

Воспитатель. Правильно, сейчас немного поговорим о солнце. Какого цвета солнце?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Почему на солнце никто не живет, и там вообще нет жизни?

Дети. Потому что там очень жарко (горячо).

Воспитатель. Была бы на Земле жизнь, если бы не было солнца? Почему?

Дети. Солнце – источник тепла и света.

Воспитатель. Почему наступает утро и ночь?

Звучит музыка гр. «Зодиак» «Космическая». Включить лампу рядом с глобусом и вращать.

Дети. Потому, что наша Земля вращается вокруг своей оси. Если у нас утро, то с другой стороны земли, наступает ночь.

Воспитатель. Сколько времен года?

Дети. Четыре: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Почему существует зима и лето?

Дети. Земная ось немного наклонена к Солнцу. Это и есть причина смен времен года.

Воспитатель. Мы живем на Северном полушарии. Летом оно обращено к Солнцу, поэтому у нас много света, длинные дни и тепло. Зимой иначе: Северное полушарие отвернулось от Солнца, дни короткие и холодные.

Ребята, а что такое солнце?

Показ иллюстраций времен года, слайд северного полушария и на глобусе.

Дети. Это звезда.

Воспитатель. Правильно! Давайте представим себя звездочки.

Игра-медитация «Звезды».

Дети изображают вспышки, становясь то большими звездами, то маленькими. Во время игры звучит музыка «Шёпот звезд».

Воспитатель. Молодцы! Красиво представляли вы наши звезды. (Воспитатель включает фонарь под круглой формой, на которой вырезаны небольшие кружочки.) Почему звезды кажутся нам с Земли такими маленькими?

Дети. Звезды находятся далеко от нашей Земли.

Воспитатель. Что такое звезда?

Дети. Это огромный газовый шар.

Воспитатель. Как вы думаете, какого цвета бывают звезды?

Дети. Голубые – горячие, красные – холодные.

Воспитатель. Есть ли жизнь на звездах? Почему?

Дети. Нет, там очень жарко.

Психогимнастика «Звездочка».

Ребенок калачиком свернулся, сжимается на спине и постепенно, медленно разворачивается, вытягивая и выпрямляя ноги и руки. Гимнастика выполняется на коврике звучит музыка для релаксации.

Воспитатель. Ребята, мы с вами родились в разное время года и в разные месяцы, и у каждого из нас свой знак зодиака. Значит, в день вашего рождения солнце находилось в этом созвездии. Скажите мне, пожалуйста, кто, когда родился, в какое время года, и какой знак зодиака у каждого из вас? А теперь найдите здесь каждое свое созвездие, запомните, и полетим с вами обратно на Землю.

Закрываем глазки! Полетели, полетели. (Звучит музыка из мульт. «Тайна третьей планеты»). Приземлились, нужно раздеться, сначала снимем скафандры, кислородные баллоны, защитные костюмы.

Дидактическая игра «Созвездия» (тихо звучит муз. «Зодиак»).

Каждому раздать точечные знаки зодиака, ребенок должен определить его и соединить, чтобы две части карточки совпадали.

Воспитатель. А теперь мы, ребята, скажем друг-другу самые добрые и ласковые слова.

Звуковая гимнастика «Кто знает больше добрых слов?»

Воспитатель. Вам понравилось космическое путешествие? (Ответ детей.)