Эукариотическая клетка. Ядро. Гены. Хромосомы
(Урок биологии в 9 классе)
Лейсан ФАХЕРТДИНОВА,
учитель биологии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактические средства: учебник (Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. Биология. – М.: Просвещение, 2019), карточки с заданиями, кроссворд для решения.
Цели и задачи:
– изучить строение и функции ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток;
– формировать умение объяснять роль ядра в хранении и воспроизведении наследственной информации;
– развивать умение сравнивать мембранные органоиды клеток растений, животных, грибов.
Планируемые результаты обучения:
предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения и функций частей и органоидов клетки; учатся объяснять значение генов и хромосом; приобретают опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
метапредметные: учатся классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации; при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные: учащиеся развивают формирование знаний основных принципов и правил отношения к живой природе; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения; признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Основные понятия урока: эукариотическая клетка, ядро, гены, хромосомы, генетическая информация.
Деятельность учащихся: работа с учебником и наглядным материалом, выполнение заданий разного уровня, решение кроссворда, взаимосвязь с одноклассниками в течение урока.
Ход урока
- I. Организационный момент
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
- II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся
Учитель. Ребята, давайте вспомним нашу предыдущую тему и рассмотрим сходства и отличия растительной и животной клеток. (Слайд 1) (Выходит один ученик и на интерактивной доске делает модель растительной клетки.) Когда он делает это задание, с остальными ответим на вопросы:
– Что собой представляет и как называется основное содержимое клетки, какие структуры и вещества находятся в нем? (Основное содержание клетки составляет цитоплазма. В нем находятся такие органоиды как: ЭПС, Аппарат Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы.) (Слайд 2)
– Как представлена плазматическая мембрана и какую функцию она выполняет в клетке? (Плазматическая мембрана состоит из двух слоев фосфолипидов, в которые на разную глубину с наружной и внутренней стороны погружены многочисленные и разнообразные молекулы белков. Плазматическая мембрана выполняет защитную функцию, транспортирует вещества, обеспечивает связь между клетками, полупроницаема.)
– Какое строение имеет аппарат Гольджи? Какова его связь с лизосомами? (Аппарат Гольджи состоит из плоских слоев и мелких пузырьков. Из этих пузырьков образуются лизосомы.)
– Как устроена митохондрия и ее основная функция в клетке? (Митохондрии – двумембранные органоиды овальной формы. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки – кристы. Внутреннее содержимое называется матриксом. Основная функция митохондрий – синтез АТФ.)
– Какие пластиды имеются в растительных клетках? (В растительных клетках имеются хлоропласты – зеленые пластиды, содержащие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез.)
– Какое строение имеет центриоли и какую функцию они выполняют? (Центриоли имеют цилиндрическую форму, расположенных под прямым углом друг к другу. Они состоят из девяти триплетов. Они играют важную роль в делении клетки.)
– Правильно, молодцы.
III. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Является главным хозяином в доме своем, хранит информацию важную день за днем. (Слайд 3)
Ребята, все вы знаете, что во всех эукариотических клетках содержится ядро. А какие компоненты имеются внутри ядра, какую функцию они выполняют, мы это узнаем в процессе сегодняшнего урока.
– Как вы думаете, как называется сегодняшняя наша тема? (Обучающиеся определяют название тему, открывают тетради, записывают число и тему.)
– Какие новые знания мы должны сегодня получить? (Ребята высказывают свои мнения.) Да, верно, наша сегодняшняя цель: изучить внутреннее строение ядра, объяснить роль ядра в хранении и воспроизведении наследственной информации. (Слайд 4)
- IV. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала
Учитель. Ядро – самая важнейшая часть клетки грибов, растений и животных. Оно содержит ДНК и поэтому выполняет две главные функции. Какие?
Учащиеся. Хранение и передача наследственной информации и регулирует процессы обмена веществ, протекающих в клетке. (Слайд 5)
Учитель. Обычно клетка имеет одно ядро, и округлую форму, но форма ядра зависит от формы клетки и может быть даже неправильной формы.
Ядро имеет ядерную оболочку, которая состоит из двух мембран. Наружная ядерная мембрана покрыта рибосомами, внутренняя мембрана гладкая. Внешняя мембрана ядра соединяется с эндоплазматической сетью. Через эти ядерные поры происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Но, несмотря на активный обмен веществ между ядром и цитоплазмой, ядерная оболочка отделяет содержимое ядра от цитоплазмы. Содержимое ядра называется ядерным соком или кариоплазмой, которое находится в гелеобразном состоянии. В нем располагается хроматин, и ядро имеет одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят различные белки, аминокислоты. (Слайд 6)
Сетевидные (нитевидные) структуры ядра называется хроматином. Хроматин состоит из ДНК и белков и представляет собой хромосомы. Передачу наследственной информации выполняют тонкие хромосомы. Хромосомы во время деления спирализуются, утолщаются, укорачиваются. Могут обмениваться участками (кроссинговер).
Хромосома имеет плечи, центромеру. Центромера – центральная часть гомологичной хромосомы. Во время деления клетки к ним прикрепляется нити веретена деления. Она делит хромосому на два плеча, которые могут быть разной длины. (Слайд 7)
Число хромосом может быть одинаково даже у представителей очень далеких друг от друга групп. У человека 46 хромосом. Совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки называют кариотипом.
Число хромосом в кариотипе большинства видов живых организмов четное. (Слайд 8)
Хромосомы, одинаковые по форме и размеру называют гомологичными. Хромосомный набор может быть одинарным (гаплоидным) и двойным (диплоидным).
Ядрышко – структура ядра, погруженное в ядерный сок. Во время митоза они исчезают, а после завершения деления возникают вновь. (Слайды 9 – 10)
- V. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий
Учитель. А теперь для закрепления знаний, полученных на сегодняшнем занятии, разгадаем кроссворд. (Дети которые сдают экзамен по предмету в форме ОГЭ получают и выполняют задания более сложного уровня, а для слабых и средних учащиеся выводится кроссворд на экран.) (Слайд 11)
- VI. Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учащихся
– Сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. (Слайды 12 – 13) Что нового вы сегодня на уроке для себя узнали? (Отвечают на вопросы, анализируют и оценивают свою работу.)
– Как вы считаете, мы справились с задачами сегодняшнего урока? (Ответ учащихся.)
– В чем была сложность при выполнении заданий? С какими трудностями вы столкнулись? (Сложность заключается в сложности терминологии.)
– Молодцы, сегодня вы на уроке очень хорошо поработали, каждый из вас получает оценку за сегодняшний урок. А сейчас запишем домашнее задание: учить записи в тетради и выполнить тест, желающим подготовить сообщение на тему «Почему мы похожи на своих родителей?». (Слайд 14)
VII. Рефлексия
– Какой именно момент вам было интересно изучить? (Строение хромосом.) (Слайд 15)
– Какой фрагмент урока вам понравилось? (Решение кроссворда было сложным, но интересным.)
– Какую полезную информацию получили для жизни? (Если в клетке происходят нарушения в строении и функционировании, а именно в генах и хромосомах, то это является одной из причин заболеваний организмов.)
– Спасибо. Урок окончен. До свидания!
Тест на домашнее задание
- Ядро имеют все клетки…
а) за исключением клеток прокариот; б) эукариот, за исключением клеток грибов и лишайников; в) эукариот, за исключением клеток водорослей; г) эукариот, за исключением специализированных (эритроциты, ситовидные трубки и др.)/
- Клеточный центр присутствует в клетках…
а) всех организмов; б) только животных; в) только растений; г) всех животных и низших растений.
- К эукариотам относятся…
а) животные; б) животные и растения; в) животные, растения, грибы; г) животные и растения, за исключением водорослей.
- Ядерная пора представляет собой…
а) сквозное отверстие в двойной ядерной оболочке; б) белок, встроенный в наружную ядерную мембрану; в) белок, встроенный в одинарную ядерную мембрану; г) белок, встроенный во внутреннюю ядерную мембрану.
- Ядро клетки состоит из…
а) ядерной мембраны с порами, ядрышка и хроматина; б) ядерной оболочки с порами, ядрышка, хроматина и нуклеоплазмы; в) ядерной мембраны с порами, хроматина и нуклеоплазмы; г) ядерной оболочки с порами, ядрышка и хроматина.
- Самая крупная органелла клетки, заключенная в оболочку из двух мембран, пронизанную порами, – это…
- Находящаяся внутри ядра округлая структура, в которой протекает синтез рРНК, – …
- Нуклепротеиновые нити, образующие органоиды клеточного ядра –…
- Органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов – …
- Гелеобразное содержимое ядра, в котором расположены хроматин, одно или несколько ядрышек – …
- Полые цилиндры, состоящие из микротрубочек и принимающие участие в клеточном делении, – …
- В ядре клетки ДНК входит в состав…
Задания более сложного уровня
- Каковы функции ядра клетки? Какие структуры ядра обеспечивают выполнение этих функций?
- Какую форму могут иметь хромосомы? От чего это зависит?
- Какое строение имеет оболочка ядра? Как осуществляется обмен веществами между ядром и цитоплазмой?
- Что такое кариотип?
- Как может отразиться на жизнедеятельности клетки нарушение строения хромосом?
Кроссворд для средних и слабых учащихся
10 | 3 | |||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
9 | 7 | |||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||
По горизонтали:
- Совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки.
- Входят в состав ядерного сока, мономерами этих полимеров являются аминокислоты.
- Клетки, имеющие оформленное ядро.
- Область, к которой во время деления клетки (митоза) прикрепляются нити веретена деления.
- Содержимое ядра представляет собой ядерный сок, который называется.
По вертикали:
- Хромосомный набор соматической клетки, в котором каждая хромосома имеет себе пару
- Сетевидные структуры ядра, состоящие из ДНК и белков.
- Органоиды, имеющиеся только в животных клетках.
- Хромосомный набор гамет, состоящий из одной гомологичной хромосомы
- Нуклеопротеидныеструктуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточенабольшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи.
- Протяженный участок молекулы ДНК
- Самая главная важнейшая часть эукариот
- Скопление рРНК и рибосом на разных этапах формирования.
ответы
10 | 3 | |||||||||||||||||
г | х | 4 | ||||||||||||||||
9 | ц | е | н | т | р | о | м | е | р | а | ц | 7 | ||||||
н | о | 2 | е | г | ||||||||||||||
м | д | н | а | |||||||||||||||
1 | к | а | р | и | о | т | и | п | ||||||||||
т | п | р | л | |||||||||||||||
5 | б | е | л | к | и | л | и | о | ||||||||||
14 | н | о | о | и | ||||||||||||||
я | 13 | и | л | д | ||||||||||||||
д | д | 8 | д | ь | н | |||||||||||||
р | 12 | н | х | н | ы | |||||||||||||
ы | я | 6 | э | у | к | а | р | и | о | т | ы | й | ||||||
ш | д | о | й | |||||||||||||||
11 | к | а | р | и | о | п | л | а | з | м | а | |||||||
о | о | о | ||||||||||||||||
с | ||||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||
м | ||||||||||||||||||
а |