Этикет. Речевой этикет

№ 188

(Урок по ОДНКНР (основы духовно-нравственных культур народов России) в 5 классе)

Юлия ГАРМАШОВА,

учитель истории и обществознания I квалификационной  категории гимназии №141 г. Казани

Цель урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека.

Задачи:

познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в  группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

познакомить с некоторыми правилами этикета;

развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Планируемые результаты:

личностные:

создание условий, обеспечивающих воспитание у учащихся интереса к изучению данной темы;

– включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;

– развитие этических чувств;

– воспитание у учащихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально-нравственную отзывчивость;

метапредметные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– использование различных способов поиска информации;

– готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– освоение начальных форм личной рефлексии;

предметные:

– усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Почему мы так говорим?», толковые словари, учебник (Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс).

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

  1. II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация

Учитель. Ребята, я предлагаю вам вспомнить все, что мы проходили на прошлых уроках. А для этого давайте с вами разгадаем кроссворд, который лежит на столах у каждой команды. Давайте проверим, что у вас получилось. (Разгадывание кроссворда.)

  1. Как называется наука, рассматривающая вопросы с позиций морали, добра и зла? (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в т.ч. и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  4. Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)
  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

III. Целеполагание

Учитель. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде.)

Учитель. Какие вопросы мы будем сегодня рассматривать? А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей.)

Учитель. Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения.

  1. Изучение нового материала
  2. Работа в группах. (5 мин.)

1-я группа ищет ответ в толковых словарях.

2-я группа проводит опрос учащихся.

3-я группа ищет в учебнике.

4-я группа ищет ответ в Интернете.

Учитель. А теперь попробуем обобщить все ответы. (Учащиеся делают вывод самостоятельно.)

  1. Беседа по теме.

Учитель. Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» и произошло слово этикет.  Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.  Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

При Петре I для молодых дворян была издана  книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? (Ответы детей.)

  1. Учитель. В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого тележурнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного. (Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?».)
  2. Обсуждение просмотренного отрывка.

– Что в речи мальчика было необычного?

– Все ли вам было понятно в его речи?

– Почему вы смеялись?

– Что вам показалось смешным?

– Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни.)

Учитель. Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.

Ребята, как вы думаете, мальчик знает правила общения? А давайте поможем таким ребятам. Перед вами – учебники. Откройте с.161 – 164 и поработав с учебниками, составьте правила общения. (Работа с учебником.)

Учитель. Молодцы, ребята, а какие еще виды этикета вы знаете?

  1. V. Закрепление изученного материала

Учитель. Ребята, а сейчас, для того, чтобы закрепить правила этикета мы с вами поиграем в игру, которая называется «Своя игра». Вам нужно выбрать категорию вопросов и игровое поле, а затем ответить на вопросы.

Тема. Мужчина и женщина.

  • Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба.)
  • Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама.)
  • При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот.)

Тема. В гостях.

  • Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём.)
  • Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: «Здравствуйте».)
  • Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном.)

Тема. Телефон.

  • При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись.)
  • Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший.)
  • Как правильно говорить: «звони’те» или «Зво’ните»? (Звони’те.)

Учитель. Молодцы, спасибо всем за игру.

  1. VI. Подведение итогов. Рефлексия

Что такое этикет?

Какие правила этикета запомнили?

– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?

Учитель. А в заключении я бы хотела рассказать вам притчу.

Одну собаку закрыли в зеркальной комнате. Она увидела отражение собак и начала гавкать на него. Эхо отозвалось тысячей голосов. Так она лаяла и злилась, пока не заболела. Вторая собака, когда очутилась в этой комнате – просто улыбнулась. И сотни собак улыбнулись ей в ответ и завиляли хвостом. Значит, мир вокруг нас – это зеркальная комната, и он такой, как мы к нему относимся.