Этикет. Речевой этикет
№ 188
(Урок по ОДНКНР (основы духовно-нравственных культур народов России) в 5 классе)
Юлия ГАРМАШОВА,
учитель истории и обществознания I квалификационной категории гимназии №141 г. Казани
Цель урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека.
Задачи:
– познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;
– познакомить с некоторыми правилами этикета;
– развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
– воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
Планируемые результаты:
личностные:
– создание условий, обеспечивающих воспитание у учащихся интереса к изучению данной темы;
– включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
– развитие этических чувств;
– воспитание у учащихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально-нравственную отзывчивость;
метапредметные:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– использование различных способов поиска информации;
– готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– освоение начальных форм личной рефлексии;
предметные:
– усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.
Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Почему мы так говорим?», толковые словари, учебник (Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс).
Ход урока
- Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
- II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация
Учитель. Ребята, я предлагаю вам вспомнить все, что мы проходили на прошлых уроках. А для этого давайте с вами разгадаем кроссворд, который лежит на столах у каждой команды. Давайте проверим, что у вас получилось. (Разгадывание кроссворда.)
- Как называется наука, рассматривающая вопросы с позиций морали, добра и зла? (Этика)
- Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в т.ч. и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
- Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)
- Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
- Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
III. Целеполагание
Учитель. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
Учитель. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде.)
Учитель. Какие вопросы мы будем сегодня рассматривать? А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей.)
Учитель. Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения.
- Изучение нового материала
- Работа в группах. (5 мин.)
1-я группа ищет ответ в толковых словарях.
2-я группа проводит опрос учащихся.
3-я группа ищет в учебнике.
4-я группа ищет ответ в Интернете.
Учитель. А теперь попробуем обобщить все ответы. (Учащиеся делают вывод самостоятельно.)
- Беседа по теме.
Учитель. Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
При Петре I для молодых дворян была издана книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.
Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? (Ответы детей.)
- Учитель. В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого тележурнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного. (Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?».)
- Обсуждение просмотренного отрывка.
– Что в речи мальчика было необычного?
– Все ли вам было понятно в его речи?
– Почему вы смеялись?
– Что вам показалось смешным?
– Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни.)
Учитель. Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.
Ребята, как вы думаете, мальчик знает правила общения? А давайте поможем таким ребятам. Перед вами – учебники. Откройте с.161 – 164 и поработав с учебниками, составьте правила общения. (Работа с учебником.)
Учитель. Молодцы, ребята, а какие еще виды этикета вы знаете?
- V. Закрепление изученного материала
Учитель. Ребята, а сейчас, для того, чтобы закрепить правила этикета мы с вами поиграем в игру, которая называется «Своя игра». Вам нужно выбрать категорию вопросов и игровое поле, а затем ответить на вопросы.
Тема. Мужчина и женщина.
- Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба.)
- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама.)
- При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот.)
Тема. В гостях.
- Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём.)
- Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: «Здравствуйте».)
- Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном.)
Тема. Телефон.
- При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись.)
- Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший.)
- Как правильно говорить: «звони’те» или «Зво’ните»? (Звони’те.)
Учитель. Молодцы, спасибо всем за игру.
- VI. Подведение итогов. Рефлексия
– Что такое этикет?
– Какие правила этикета запомнили?
– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?
Учитель. А в заключении я бы хотела рассказать вам притчу.
Одну собаку закрыли в зеркальной комнате. Она увидела отражение собак и начала гавкать на него. Эхо отозвалось тысячей голосов. Так она лаяла и злилась, пока не заболела. Вторая собака, когда очутилась в этой комнате – просто улыбнулась. И сотни собак улыбнулись ей в ответ и завиляли хвостом. Значит, мир вокруг нас – это зеркальная комната, и он такой, как мы к нему относимся.