Экспериментальная лаборатория «Познавайка»

№ 205

(Образовательная деятельность познавательно-исследовательского развития детей подготовительной группы)

Светлана ОЛЕНИНА,

воспитатель детского сада №20 «Сказка» г. Елабуга

 

Темы Экспериментальная лаборатория радости, творчества и познания «Познавайка»
Интегрируемые образовательные области Познавательно-речевое развитие

Конструктивная и логическая деятельность

Социально-коммуникативное развитие

Вид Опытно-экспериментальная совместная образовательная деятельность
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники Опытно-исследовательская деятельность

Экспериментальные опыты в лаборатории «Наураша»

Решение логических задач

Конструктивная деятельность

Цель Путем познавательно – опытной деятельности сформировать понятие «соединения», как основополагающего действия в системе существования окружающего мира
Задачи

 

Развить познавательные и логические функции посредством экспериментирований и опытной деятельности

Сформировать мотивационные качества ребенка к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям

Воспитать логическую последовательность действий с умственным познанием новых понятий

Методические приемы Создание ситуаций логических проблем и экспериментальной деятельности
Оборудование и материалы

 

Экспериментальный набор «MEKRUPHY» Новые аспекты дошкольной педагогики «Детский сад 1»

Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»

Полидрон каркасы «Призмы и пирамиды»

Магнитный конструктор «Сила притяжения»

Пазлы «Земля во Вселенной»

Перья, лупы, вода в стаканчиках, трубочки пластиковые для экспериментирования

Подготовительная работа Создание мультимедийного видеомультфильма «Развитие понятий звуковысотного ряда музыки у детей дошкольного возраста»:

– разработка дидактического материала;

– изучение  приемов исследования с водой и песком;

– изучение  приемов конструирования с LEGO.

Словарная работа Закрепление понятий: соединение, электричество, лаборатория, геометрические фигуры
Структура Знакомство, формирование понятия «соединение»

Экспериментирование для познания понятия «соединение»

Закрепление понятия «Соединение» в процессе  собирания пазловой картины «Земля во вселенной»

Конструирование ЛЕГО наборами

Экспериментирование с пером птицы

Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша» – раздел Электричество . ИКТ – игра с цифровым опытом

Опытно-исследовательская деятельность «Плот и автомобиль»

Посадка детей, размещение Введение в занятие – дети располагаются в центре зала: знакомство и формирование понятия «соединение» через экспериментирование

Переход для соединения пазлов в единую картину «Земля во вселенной»

Деятельность в «Центре конструирования» с магнитными конструкторами и полидронами

Деятельность в лаборатории: рассматривание пера под лупой и проведение эксперимента «Впитывает ли перо воду»

Дети располагаются в Цифровой лаборатории  «Наураша», ИКТ-игра с цифровым опытом

Дети переходят в опытно-исследовательскую лабораторию: конструируют плот

 

Виды деятельности Ход познавательно-исследовательской образовательной деятельности
1 Знакомство, формирование понятия «соединение» – Здравствуйте, мои дорогие друзья. Всё в мире состоит из маленьких частиц. Вот и у меня частица чего-то необыкновенного.

– Как вы думаете что это?

Дети. Солнце, планета, пазл, конструктор.

2 Закрепление понятия «Соединение» в процессе  собирания пазловой картины «Земля во вселенной»

 

– А что такое пазлы? (Логическая игра.) А при помощи чего создается картина? (Соединения пазлов в едином сюжет.)

– Давайте попробуем при помощи соединения получить картину. (Дети собирают картину планеты Земля в галактике.)

– Что изображено на картине? (Планета Земля – это частица нашей Вселенной.)

– Какие частицы существуют еще во Вселенной? (Планеты. звезды, кометы, Солнце, Марс, Нептун…)

– Для того, чтобы наша Вселенная не была пуста, предлагаю изготовить конструкторские шедевры.

3 Конструирование ЛЕГО Позидроны – А где мы еще можем встретить понятие «соединение»? (Подвести к конструированию ЛЕГО.)

– Правильно в конструировании – это ЛЕГО конструкторы.

– Предлагаю вам перейти в Центр конструирования и включиться в процесс создания моделей путем соединения различными способами. Образцы находятся перед вами, занимаем рабочие места и приступаем к созданию шедевров.

– Из каких геометрических фигур состоят ваши ЛЕГО конструкторы?

– Предлагаю ваши конструкторские шедевры сделать частицами Вселенной. Как ожила наша Вселенная?

4 Экспериментирование с пером птицы – Детали и частицы соединяются не только в конструкторских наборах, но и в природе.

– Вы знаете, почему водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди) не тонут? (Предположения детей.)

– А вот, чтобы уточнится в ваших предположениях проведем опыт. Приглашаю в лабораторию. (На столах: перья, лупы, вода с стаканчиках, трубочки пластиковые.)

– Предлагаю рассмотреть перо водоплавающей птицы под лупой, что видим? (Мельчайшие нити соединены между собой как в «замочек».)

– Из чего состоит перо?

– Как нити соединены между собой?

– Что они образуют при соединении?

– Какое перо на ощупь? (Ответы детей.)

– И эти соединения дают очень плотную, такую гладкую, скользящую поверхность. Как можно проверить – впитывает оно воду или нет? (Ответы детей.)

– Проводим опыт – при помощи трубочки набираем воды, опустив ее в стаканчик с водой и закрыв пальчиком верхнее отверстие. И выливаем струйку на перо. Что наблюдаем? (Вода сказывается с поверхности.)

– Делаем вывод. Такое увиденное нами соединение взято за основу при создании принципа замочка «молния». Автор этого изобретения – инженер Джадсон.

А вам ни что ни напоминает слово «молния»? (Ответы детей.)

– Это разряд электричества в природе, а где электричество в нашей повседневной жизни? (Ответы детей.)

– Предлагаю перейти в цифровую лабораторию «Наураша»

5 Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша» — раздел Электричество

ИКТ – игра с цифровым опытом.

– Занимайте рабочие места в лаборатории по выбранному герою в полукруг.

Цифровой опыт «Электричество»

– А что необходимо, чтобы электричество попало в наши дома, детские сады? (Провода)

– Конечно – провода тоже необходимо соединить между собой в большие длинные цепочки. Они бывают красного и черного цвета.

– Это динамо-машина – механическая машина, для выработки электричества. При движении ручкой, соединенные детали внутри машины,  вырабатывают электричество. (Показ педагогом.)

– Нам опять необходимо понятие соединения. Но только теперь мы будем соединять провода, по которым выработанное электричество в Динамо-машине будет фиксироваться в цифровой лаборатории «Наураша». Приступаем. (Приглашаются дети для выполнения соединения.)

1. Ответственный за датчик «Божья коровка»

2. Ответственный за соединение среднего провода

3. Ответственные за соединение Динамо-машины

– Приступаем к соединению!

– Красный подсоединяем к красному, а черный к черному и к датчику «Божья коровка».

– Теперь в таком же порядке присоединяем к динамо – машине.

– Наши провода соединены.

– Вы – настоящие юные инженера, занимайте свои рабочие места. Приглашаем следующих лаборантов. (Приглашаются следующие дети.)

– Внимание на ведущего лаборанта «Наураша». (Диалог героя)

1. Выбери одну из лабораторий и начни наши  весёлые исследования

2. В этой лаборатории я исследую электричество, заходи, будь осторожен, не трогай руками провода.

3. Электричество получается от движения игры друг с другом  крошечных заряженных частиц – электронов. Они такие маленькие, что их не увидишь даже под микроскопом.

4. Внимание, конкурс! Кто создаст больше электричества с помощью моторчика. Нужно делать так, берешься за вал, и кружишь, как можно быстрее, только по очереди, первый начинай. (Дети путем вращения динамо-машины вырабатывают электричество, которое фиксируется лабораторией «Наураша».)

– Вот какие мы умелые ручки – смогли выработать и при помощи соединения переправить электричество до получателя. А что движется при помощи электричества?  (Подводим к понятию автомобиля)

– В наше время по дорогам двигаются электромобили. Хорошо если есть дороги, а если повстречается река. Как пересечь автомобилю реку? (Подводим к сооружению плота)

– А как строится плот? Что для этого необходимо? (Пластиковые бутылки, бревно, доска….)

– А чтобы получить плот их надо? (Соединить)

– Приглашаю вас в конструкторское бюро.

6 Опытно исследовательская деятельность «Плот и автомобиль» (Соединение частей плота)

– Берем коробочки с конструкторским материалом. Перед нами река, и есть автомобиль, которому необходимо переправится на другой берег. И как настоящие конструкторы размышляем и конструируем плот для перевозки автомобиля через реку. Приступаем к работе.

– Экспериментальные плоты готовы. Для первого эксперимента приглашаю девочек. Проводим эксперимент – выдержит ли ваш плот этот автомобиль?

– Что наблюдаем?

– Вывод. Тяжелые тела можно перевозить по воде с помощью вспомогательных средств, которые имеют прочные соединения.

– Предлагаю образовать соединение между нами.

7 Подведение итога – Вот и закончилось наше знакомство с понятием соединение. Что вам запомнилось, что вас заинтересовало, что удивило и порадовало? Экспериментируйте, творите, познавайте, юные исследователи.