Экскурсия в лес

№ 192

(Образовательная деятельность по экологии в средней группе)

Гузелия САМИГУЛЛИНА,

воспитатель средней группы детского сада №177 г. Казани

Цель: расширять знания об экологии и безопасности в природе.

Задачи:

образовательные:

– упражнять в наблюдательности в природе;

– закрепить и расширять, пополнять представления детей о лесах, о лесопарковых зонах города Казани;

– знакомить с запрещающими знаками: «нельзя мусорить», «нельзя ломать ветки», «нельзя шуметь», «нельзя ходить по грибам»;

– с помощью вопросов способствовать развитию мышления, логики, творчества, эмоции ребенка;

развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе опыта;

воспитательные:

– воспитать любовь и бережное отношение к природе;

– воспитать отзывчивость, желание сделать, что-то вмести (коллективная работа);

– воспитать интерес к жизни леса, умение вести себя в лесу, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумела помочь лесу.

Методические приемы:  беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание муляжей, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Оборудование: декорация леса (деревья, грибы), мусор (пластиковые бутылки, бумага, целлофановые пакеты, остатки пищи, контейнеры и др.), фонограмма: гудок поезда, звуки леса, родника; запрещающие знаки «нельзя мусорить», «нельзя ломать ветки», «нельзя шуметь», «нельзя ходить по грибам»; клей; фантики, ватман для коллективной работы.

Предварительная работа: беседа, подвижные игры, конструирование из цветного материала, слушание музыки.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, я летом ходила в лес. Летний лес мне очень понравился. Там так красиво: птицы поют, цветы расцвели, ручеек журчит, дышать легко. Сегодня я вам хочу предложить прогулку по этому лесу. Вы хотите со мной прогуляться? Сейчас лес какой будет?

Дети. Да, хотим. Сейчас лес осенний (зимний, весенний).

Воспитатель. Какие названия лесов, лесопарков в городе Казани вы знаете?

Дети. Березовая роща, Сосновый бор, Лебяжье озеро, парк Горького …

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в загородный лес в Юдино. До леса далеко, как вы думаете, на чём можно добраться до леса?

Дети. На автобусе, на машине, на велосипеде, на поезде…

Воспитатель. В Юдино можно поехать на поезде (звуки гудка). Ну что ж, занимайте места в поезде. Поезд отправляется (дети под музыку шагают). Внимание, внимание! Наш поезд прибыл на станцию Юдино. (На экране станция Юдино.)

(Дети проходят в лес. На экране картина леса. Зал оформлен как лес. На дереве сломанная ветка. Ёлочка и грибочки, трава, цветочки, гнездо на ёлке. Повсюду разбросан мусор (пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки.)

Воспитатель. Что же случилось с лесом? Лес какой?

Дети. Лес грустный, расстроенный, невеселый…

Воспитатель. Что же нам делать, ребята?

Дети. Надо помочь лесу.

Воспитатель. Правильно, надо скорее лес из беды выручать! Он и правда печальный. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? (Ответы детей.) Почему нельзя? А куда же нужно выбрасывать мусор?

Дети. Будет грязно. Мусор нужно собирать в специальные пакеты.

Воспитатель. Как вы думаете, почему вот здесь оставили этот мусор? Они, наверное, тоже знают, что нельзя оставлять мусор.

Дети. Они подумали, что рядом никого нет, никто не видит.

Воспитатель. Да, я тоже так думаю. Но, к сожалению, в этом лесу теперь и не отдохнешь, и не поиграешь. Здесь очень много мусора. Давайте-ка с вами его уберём. Но мусор нельзя трогать голыми руками, как же нам быть?

Дети. Можно одеть перчатки, на руки надеть пакет, воспользоваться палками. (Воспитатель детям раздает перчатки, пакеты, и собирают мусор в мешок. При этом называют материал, из чего изготовлен предмет: пластмасса, стекло, бумага, фрукт, овощ.)

Воспитатель. Мусор нужно собирать в специальные пакеты и отнести в специальные мусорные контейнеры. Земля сама не справляется с мусором, не может перерабатывать, для этого надо чтобы прошло много-много лет. Вот этот мусор, который мы с вами собрали, заберём с собой, и проведём эксперимент. Осенью этот мусор закопаем на нашем участке и весной посмотрим, что же произошло с нашими отходами? Поставим табличку «Эксперимент» и будем наблюдать до весны. Вы согласны? Давайте назовем материал, из чего состоит наш мусор?

Дети. Стекло, полиэтилен, бумага, железо, пластика, фрукт, овощ…

Воспитатель. Весной увидим, какой материал земля смогла переработать, какой нет.

Ребята, мы все убрали, молодцы, посмотрите как красиво кругом. Для тех, кто придёт после нас, оставим такой специальный знак «Нельзя мусорить». (Воспитатель показывает знак , знакомить детей со знаком.) Он предупреждает о том, что в лесу нельзя мусорить.

(Дети ставят знак и отправляются дальше. Подходят к роднику. Он завален листьями и ветками.)

Воспитатель. Как можно помочь роднику? Что же нам нужно сделать?

Дети. Родник надо очистить. Надо убрать листья, ветки.

Воспитатель. Надо пользоваться палками, ветками. К незнакомым к водоемам близко подходить нельзя. Если родник не очищать, в нем вода портится, родник со временем превращается в болото. (Дети берут палки и очищают родник. Воспитатель включает искусственный родник и аудиозапись журчание родника.)

Воспитатель. Вы слышите, кажется, мы смогли помочь роднику! Что вы слышите?

Дети. Вода журчит, вода струится, вода бежит… (Дети отправляются дальше.)

Воспитатель (подходят к деревьям). Ребята, что же вы заметили?

Дети. У дерева сломана ветка.

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли ломать ветки у деревьев? Почему?

Что же нам нужно сделать?

Дети. Ветки ломать нельзя. Надо полечить эту березку. (С помощью воспитателя дети привязывают сломанную ветку.)

Воспитатель. Давайте здесь поставим специальный знак, который предупреждает о том, что в лесу нельзя ломать ветки.

Посмотрите, что же растёт под деревьями?

Дети. Грибы.

Игра «Что растет?»

Растет под осиной гриб. (Подосиновик.) Какая у него шляпка? (Красная.) Какая ножка? (Белая.)

– Растет под березой гриб. (Подберезовик.) Какая шляпка у подберезовика? (Коричневая.) Какая ножка? (Серая.)

– Гриб желтенький, как шубка у лисы. (Лисичка.)

– Гриб, как солнышко, рыженький. (Рыжик.)

– А какой гриб, самый главный в лесу? (Белый гриб.)

(Если дети затрудняются с ответом, то педагог называет гриб, а затем произносит его название вместе с детьми.)

Воспитатель. Молодцы, много грибов собрали. А все ли грибы можно собрать? Почему? Какие грибы нельзя собирать?

Дети. Мухомор, поганки.

Воспитатель. Если грибы ядовитые, их можно пенять? Почему?

Дети. Они – лекарство для лесных зверей.

Воспитатель. Кто об этом не знает, для них оставим вот такой знак. (Включается аудиозапись звуки леса.) Ребята, вы слышите, птицы запели. Это они нам спасибо говорят. (Дети ложатся на пол и слушают голоса птиц, отгадывают кто же поет.)

Воспитатель. Мы все правильно сделали. Как вы думаете, сейчас лес какой?

Дети. Радостный, весёлый, добрый…

Воспитатель. Как красиво они поют, если в лесу шуметь их можно напугать, поэтому в лесу нельзя шуметь. Давайте после себя оставим знак «Нельзя шуметь».

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вот и наш поезд, занимайте места. (Слышны звуки гудка.) Вот мы вернулись в детский сад. Скажите, понравилось вам в лесу? Что вам запомнилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

Воспитатель. Лес надо любить, беречь, потому что лес-это и ягоды, грибы, свежий воздух, и строительный материал, и отличное место для отдыха и пикника. И бумага, которую мы можем беречь и экономить. Например, у нас после аппликации остались кусочки цветной бумаги, конфетки съели фантики остались. Их можно выбросить, а можно сделать красивые листья и украсить сухие ветки. (Воспитатель показывает, как гармошкой складывать бумагу, фантики, соединяя края, получаем яркие , цветные, осенние листья дерева. Дети выбирают бумагу любого цвета, делают лисья и наряжают ветки. Выполняется коллективная работа, наряжают группу.)

Осенью, на территории участка группы дети закапывают мусор, который состоит из железа, полиэтилена, пластмассы, бумаги, фруктов и овощей. Ставят табличку «Эксперимент». Осенью, зимой, весной наблюдают. Перед началом лета убирают табличку «Эксперимент», раскапывают то, что закапали осенью. Наблюдают и делают выводы. Земля овощи, фрукты, простую бумагу (газету) переработала. А стекло, пластмасса, полиэтилен, железо не изменились. Земля не смогла их переработать, для этого нужно больше времени. Поэтому мусор надо выбрасывать в специальные контейнеры.