Экология глазами дошкольников: сбор, сортировка и переработка мусор

(Проект по экологическому воспитанию дошкольников)

Карина АНДРЕЕВА, Альбина ЗАРИПОВА, Ильсия МУРТАЗИНА,

воспитатели  детского сада № 394 г. Казани

 «Есть такое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»

 (Антуан де Сент- Экзюпери)

Вопрос экологии встает как главный вопрос сегодняшнего дня, и наша задача как педагогов рассказать об этом дошкольникам в самой доступной для них игровой форме. Атак же привить основы экологической культуры с дошкольного возраста. Вопрос экологии окружающей среды может проходить красной нитью во всех видах учебной и игровой деятельности. Нам важно не только рассказать, но и научить пользоваться этими правилами каждый день. Дошкольник должен понимать, что нужно заботиться о природе и как его поведение влияет на окружающую среду. Ведь мы являемся не только частью природы, но и ее защитником, так как наша планета Земля наш общий дом.

Наш детский сад участвует в международной программе «Эко-школа – Зеленый флаг» с 2017 года, за этот период мы стали обладателями восьми Зеленых флагов, множества дипломов и сертификатов международного образца.

Цель проекта: сформировать уровень экологической культуры дошкольников.

Задачи проекта:

– формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе и учёта этого в их практической деятельности;

– воспитывать у детей любовное, заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения детей с окружающей средой;

– развивать творчество, воображение, мышление, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;

– познакомить с основными понятиями экологии;

– воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

– способствовать взаимопониманию и взаимоуважению между педагогами, детьми и их родителями.

Вид проекта: групповой, творческий.

Участники проекта: заведующая детским садом, старший воспитатель, музыкальный работник, воспитанники, родители воспитанников, воспитатели.

Целевая группа проекта: в проекте принимают участие дети старшей группы детского сада.

Сроки реализации проекта: август 2022 – январь 2023 года.

Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, наблюдения в природе, беседы, игры, поисково-исследовательская деятельность, экспериментальная лаборатория, выставки поделок из бросового материала, участие в экологических конкурсах, развлечения, выставки рисунков и поделок из природного материала, инсценировки экологических сказок, показ мод (костюмы из бросового материала), создание дидактических игр по экологии, сбор макулатуры, сбор пластиковых крышек, сбор батареек.

Обеспечение: 

материально-техническое: компьютер, проектор, набор для экспериментирования, игровые пособия, лист ватмана, цветная гуашь, акварель, цветная бумага, вата, клей, различные виды почвы, песок, глина, камни, предметные картинки (растения, животные), сухие листочки, шишки, желуди, различные семена, ящики и стаканчики для посадки семян и рассады, видеокамера, фотоаппарат, контейнеры для сбора материалов на переработку.

учебно-методическое:

  1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002.
  2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – 2016.
  3. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – М.: Омега, 1997.
  4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Султанова М. Простые опыты с водой., – 2014.
  7. Султанова М. Простые опыты с бумагой. – 2014.
  8. Султанова М. Простые опыты с природными материалами. – 2014.
  9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 2000.
  10. Султанова М. Простые опыты с воздухом. – 2014 .
  11. Кошкарева Л.Г. Эко-след товара. – 2012.
  12. Николаева С.Н. Юный эколог. – М., 2010.

Этапы проведения проекта

Период Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
август *Подготовка и обработка методической литературы по данной теме

*Экологический мониторинг детей по данной теме

Воспитатели групп
*Организационное собрание, выбор инициативной группы и разработка  плана проекта Воспитатели групп
*Анкетирование родителей

*Доведение информации для родителей на родительском собрании о подготовке проекта

*Сбор бросового материала для творческой работы.

Старший воспитатель,

воспитатели групп,

родители, дети.

*Составление и разработка содержания проекта «Экология глазами дошкольников: сбор, сортировка и переработка мусора» Ст.арший воспитатель, воспитатели групп, родители.
Основной этап
сентябрь Наблюдение и беседы на тему мусора и его влияния на окружающую среду

Экскурсии по территории детского сада и по ближайшему скверу «Бульвар на Минской» для ознакомления на наличие мест сбора мусора. Анализ увиденного на экскурсиях

Проведение опытов с различными видами мусора (бумага, пластик, пищевые отходы, металл), с целью узнать как разлагается различный мусор

Беседа с детьми о вреде и негативном влиянии неправильной утилизации батареек и пластика  «Рациональное управление отходами. Раздельный сбор мусора»

Установка контейнеров в фойе детского сада для сбора батареек и пластиковых крышек

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Чтение экологических сказок для детей в режимные моменты

Оформление экологического уголка в группе

Выставка детских рисунков «Чистая планета»

Воспитатели групп, родители, дети
октябрь Проведение серии занятий о мусоре, его сортировке в бытовых условиях «Мусор. Рациональное использование отходов»

Подвижная игра «Рассортируй мусор».

Создание лэпбука «Сбор, сортировка и переработка мусора»

Игра-развлечение «Куда увозят мусор?»

Проведения эксперимента «Что происходит с пакетами?»

Занятие-аппликация «Создание сказочных героев из СD дисков»

Занятие-лепка «Пчелка» (с использованием капсулы из киндер-сюрприза)

Установка в фойе детского сада контейнеров для раздельного сбора мусора

Инсценировка сказки «Колобок» с использованием кукол из бросового материала

Настольный театр  «Смешарики»

Знакомство и освоение с дидактической игрой «Эко-след товара»

Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужных вещей»

Родители,

дети, воспитатели групп

 

ноябрь  Проведение акции по сбору макулатуры «Сдай макулатуру – сохрани дерево»

Серия наблюдений за сбором и вывозом мусора с территории детского сада

Методическая разработка серии дидактических игр: «Из чего это сделано?», «Береги природу – сортируй мусор», «Разберем мусор», «Наведем порядок в нашем сквере»

Занятие «Сбережем наш город от мусора»

Трудовая деятельность (организация субботника) в природе по уходу и уборке природного и бытового мусора с нашего участка и его сортировка».

Рисование в нетрадиционной технике с использованием трубочек для коктейля «Осенние цветы»

Завершение экспериментальной деятельности, начатой в сентябре по разложению бытовых и пищевых отходов.

Совместная работа с детьми над сценарием и съемка видеоролика «Сбережем природу вместе!»

Воспитатели групп, родители, дети, старший воспитатель
декабрь Проведение спортивного развлечения для детей «Юные защитники природы».

Оформление стенда в фойе детского сада «Экология в нашей жизни»

Проведение педсовета «Вопросы экологического воспитания в детском саду»

Совместный просмотр мультфильма

«Мусоровоз и сортировка мусора»

Изготовление экологической папки-передвижки «Берегите природу!»

Проведение мастер-класса по изготовлению подсвечника из бросового материала (СD диска)

Изготовление спортивного инвентаря и спортивных игр из бросового материала

Проведение конкурса на изготовление елок из бросового материала «Необычная елочка»

Воспитатели групп, дети, старший воспитатель, инструктор по физической культуре
Завершающий этап
Январь

 

Подготовка и съемка видеоролика «Сбережем природу вместе!» (показ моделей одежды из бросового материала)

Участие в республиканском конкурсе авторских и стилизованных дидактических и настольных игр для детей дошкольного возраста из бросового материала «Экофэнтизи»

Презентация экологической игры-ходилки «Собери и рассортируй»

Участие в смотр-конкурсе экологических уголков

Диагностика экологических знаний, умений, навыков детей

Игра-викторина по экологии «Что? Где? Когда?» между воспитанниками старших групп

День открытых дверей для родителей и педагогов детских садов.

Воспитатели групп, родители, дети, старший воспитатель, музыкальные руководители

 

Предполагаемый результат проекта:

– получение знаний и умений по сбору и сортировке мусора;

– понимание элементарных экологических взаимосвязей в окружающем мире;

– закрепление умений делать простейшие выводы;

– понимание положительного и отрицательного воздействия человека на природу;

– бережное отношение к природе;

– владение навыками продуктивной деятельности;

–формирование умения правильно сортировать мусор.

Продукты проектной деятельности: дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста  «Собираем и сортируем», кукольный театр из бросового материала, видеоролик «Сбережем природу вместе!».

Презентация проекта: день открытых дверей для родителей и педагогов детских садов.

Продолжение проекта: усложнение этапов проекта, проведение их с детьми в подготовительном к школе возрасте, создать условия для выполнения системы заданий по сбору, утилизации и сортировке мусора.