Экология – через народные сказки

Экология через народные сказки

Лилия Нуриева Рафкатовна

воспитатель

МАДОУ Детский сад №153

г.Казань

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эффективности работы детского сада по приобщению детей к народной культуре посредством народной сказки, выделяются система педагогических условий, обеспечивающая приобщение детей к истокам народной культуры через экологическую сказку.

Ключевые слова: дошкольники, сказки, приобщение к культуре, ДОУ.

Что больше всего живет на Земле?  История говорит: народная память и ее родное дитя – сказка.  В сказках можно увидеть живую душу народа, его судьбу, мечту, беду. Сказки хранят мудрость и живую силу. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Животные делились на покровителей рода и его врагов. Это давало возможность приписывать животным особый умысел в их поведении и наделять глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощенные в образах лисы и волка, не  только отражают представления народа об этих животных, но и высмеивают свойства характера, нравственные принципы отдельных людей.

Волшебные сказки столь же древнего происхождения, что и сказки о животных. В них сохранились представления о древнем мире, о силах природы, которые виделись им добрыми и злыми духами, о человеке и его месте во Вселенной. Но чем больше человечество накапливало знаний о явлениях природы, тем свободнее оно становилось от прежних представлений.

Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств бережного отношения ко всему.  Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме, помогает раскрыть сложные явления природы, дает возможность стать членом интересного общества верных друзей (различных животных и растений), научить понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой.  Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы их направленность. Эту группу можно разделить на две категории:

а) созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями;

б) созданные на основе личного творчества.

«Кирпичиками» из которых строится экологическая сказка, являются реальные предметы, реальные взаимоотношения, существующие в природе. В какой-то степени такое творчество ребенка можно считать компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающую природную среду.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней. Сказка неотделима от красоты природы, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастию, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказках дети черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Дети понимают идеи лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.

Дети любят сочинять сказки или создавать их по «готовой модели», то есть известный сюжет получает новую интерпретацию. Так дети, участвуют в экологической сказке. В группе есть театральный уголок, где дети играют, импровизируют – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, позволяющая ребёнку психологически сблизиться с героями сказки, пережить их счастье и беду. Предпочтение отдается народным сказкам экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Закладывая основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существует две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных:

  • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоциональностью воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимо научить  ребёнка не только смотреть, но и видеть, вслушиваться, беречь красоту природы. Ребёнок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Восхититесь вместе с детьми красотой окружающей природы. Богатой кладовой и фантазии, и игры воображения являются природный материал. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где они делают сказочных героев. Наблюдение за природными явлениями помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки, переживания, эстетический вкус способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

Воспитывая на художественных образах любовь к природе, вместе с тем прививается любовь к Родине. Рассказы о природе побуждают участие, внимание ко всему живому вызывают эмоциональный отклик. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка – благодарный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка воспитывает любовь к родной земле.

Список литературы

  1. Ноколаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»,6-у изд-М.:Просвещение, 2006
  2. Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего возраста» -2-е изд.,стереотип.-Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Энциклопедия детского фольклора. -Из-во «Белый город», 2008