Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Надежда ИШПАЕВА, Гузель ГИРФАНОВА,
воспитатели
Сегодня многие воспринимают природу с экранов телевизоров, домашних животных заменяют электронными игрушками, свежий воздух–освежителями. Многие дети очень агрессивно относятся к животным: бьют их палкой, дергают за хвосты и лапы. А также с опаской, со страхом относятся к насекомым: убивают их, потому что внешний вид насекомых неприятен и малознаком. Ломают ветки деревьев, кустарников.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача, которая стоит перед воспитателями и родителями. Поэтому, в своей работе много внимания уделялем экологическому воспитанию детей.
Изучив теоретический и практический материал, а также составив перспективное планирование деятельности по разделу «Экологическое воспитание», в которой прослеживаются такие принципы как системность, последовательность, цикличность, вариативность, интеграция, природосообразность, принцип единства диагностики и коррекции, научности и амфлипикации, разработав модель экологизированной предметно-развивающей среды, далее апробировав ее в работе с детьми 5-7 летнего возраста, создали целостную систему экологической работы.
Целью этой системы является: формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоциональном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
Исходя из цели, разработали задачи по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
обучающие:
– систематизировать и углубить знания детей о роли неживой природы (солнце, воздух, вода, ветер) в жизни человека, растений и животных;
– учить устанавливать зависимость между живой и неживой природой, влиянием неживой природы на рост и развитие растений, животных, людей;
– способствовать расширению и углублению представлений детей о живой природе родного края, планеты;
развивающие:
– развивать интерес к наблюдениям, любознательность, умение сравнивать, обобщать, делать простые выводы;
– развивать умение аргументировать свои суждения;
воспитательные:
– формировать элементы экологического сознания ценностного отношения, эмоционально-нравственного поведения в окружающей среде и природе;
– продолжать воспитывать гуманное отношение ко всему живому;
– приобщать к бережному отношению к природе: не ломать ветви деревьев, не топтать и не рвать цветы и траву, не обижать насекомых, птиц и зверей, не оставлять после себя мусор в скверах, в парках и в лесу, не сжигать сухую траву и листья;
– воспитывать любовь к природе родного края, гордость за него, желание сохранять природу, разумно пользоваться ею.
Важны не только знания о природе у ребенка, но и его положительное отношение к растительному и животному миру. Бывает так, что дети много знают, но выходя на улицу, ломают деревья, бросают мусор.
Я считаю, что одним из условий для успешного выполнения поставленных задач является создание эколого-развивающей среды. Поэтому, в первую очередь, организовала уголок природы, зону для экспериментирования, приготовила панно с различными экосистемами: лес, луг, водоем, тундра.
При построении системы экологической работы обратила внимание на следующие основные направления:
— познавательное направление,
— познавательно-развлекательное направление,
— исследовательское направление,
— практическое направление.
Что относится к этим направлениям?
- Познавательное направление: занятия, беседы, дидактические игры, экскурсии, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, моделирование. Это направление способствует расширению экологических знаний воспитанников.
Основной формой обучения в детском саду являются занятия. В своей работе я использовала разные виды занятий: комплексные, интегрированные, познавательные. Занятия планировала и проводила в игровой форме, потому что игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста.
В начале работы по экологическому воспитанию детей, возникли следующие затруднения:
— как донести до детей большой объем информации;
— как представить слепок целого мира;
— как раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней.
Изучив методическую литературу, нашла путь решения своей проблемы – это использование в своей работе схем и моделей, мнемотаблиц. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:
– предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Аквариум служит моделью водоема, глобус- модель земли, различные муляжи;
– предметно-схематические модели: календарь природы, календари трудовых действий, экраны наблюдений. Есть такая модель, которая показывает один из способов защиты от врагов. Лист картона, окрашенный в два цвета – накладывая на него изображение геометрических фигур, дети обращают внимание на то, что при совпадении цвета геометрическая фигура становится невидимой. Модель помогает понять значение покровительственной окраски животных;
– графические модели. Передают условные признаки, связи и отношения природных явлений. В своих занятиях использовала графические модели.
Познавательное направление: занятия, беседы, дидактические игры, экскурсии, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, моделирование. Это направление способствует расширению экологических знаний воспитанников.
Основной формой обучения в детском саду являются занятия. В своей работе я использовала разные виды занятий: комплексные, интегрированные, познавательные. Занятия планировала и проводила в игровой форме, потому что игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста.
В начале работы по экологическому воспитанию детей, возникли следующие затруднения:
– как донести до детей большой объем информации;
– как представить слепок целого мира;
– как раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней.
Изучив методическую литературу, начти путь решения своей проблемы – это использование в своей работе схем и моделей, мнемотаблиц. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
- Познавательно-развлекательное направление: театрализованная деятельность, экологические игры, игры-путешествия, экологические праздники, досуги, походы, участия в конкурсах и викторинах. Это направление знакомит детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты дается в занимательной игровой форме.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Радостное настроение, незабываемые эмоции детства вносят праздники, театрализованные представления. Организовала и проводила с детьми подготовительной группы «Праздник птиц», «Праздник цветов», интересную сказку «Берегите елочку». Дети очень переживали за лесную красавицу. Яркие впечатления у детей старшего дошкольного возраста остались от походов в лес, где они самостоятельно находили выход из предлагаемых проблемных ситуаций. Например, зимой на лыжах мы ходили в гости к Деду Морозу и помогали птицам. Летом звал нас на помощь лесовичок и дети с удовольствием шли спасать лес.
- Исследовательское направление: наблюдения, опыты и эксперименты. Это направление способствует развитию мышления, учит анализу полученных результатов.
Огромный интерес дети проявили к исследовательской работе. Вместе с детьми мы делали опыты с песком, с глиной, со снегом, с водой, со льдом. Все это заинтересовало детей и в свободное время дети самостоятельно экспериментировали в уголке природы. Результаты исследовательской работы старалась связать с практическим опытом детей. Я думаю, что практический багаж знаний и умений детей накапливается не только в процессе опытов и экспериментов, но и во время наблюдений. В процессе наблюдений у детей развивается познавательный интерес, полученные знания помогают правильно объяснять происходящее в природе.
На основе изученного мною теоретического и практического материала, по методическим пособиям, составила цикл наблюдений для старшей и подготовительной групп.
- Практическое направление: совместная работа на огороде, труд в уголке природы, огород на окне, посадка деревьев, кустарников и цветочной рассады, оформление цветников, создание альпийской горки и уход за ней, подкормка птиц. Это направление имеет важное место в экологическом воспитании, так как все это учит бережно относиться к природе.
Хочется отметить, что все четыре направления взаимосвязаны друг с другом. Кроме того, экологическое воспитание тесно связано с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, физической и т.д. (Интересно прошел эколого-физкультурный праздник «Сказочные приключения»).
И в заключении отметим, что природа — друг человека, а с другом надо уметь дружить, уметь его защищать. И учить этому необходимо с детства, с дошкольного детства, что я и делаю. Все начинается с детства, все закладывается в детстве.