Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как актуальная проблема дошкольного образования

№ 183

Зиля КАДИРОВА,

студент-магистр II курса, группа 992м

В данной статье рассматривается проблема формирования ответственного и бережного отношения к природе на основе экологического воспитания детей дошкольного возраста. Это предполагает осознание моральных и правовых принципов природопользования и продвижение идей по его оптимизации, активное изучение и охрану природы своей территории.

В процессе ознакомления ребенка с разнообразием природы, а так же привлечения дошкольника в практическую деятельность можно заложить основы экологической культуры в целом. К компонентам экологической культуры относятся экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение. Экологическая культура включает в себя такие понятия, как экологическое воспитание, экологическое сознание и экологическое образование [2].

Весомый признак экологической воспитанности дошкольника – это его участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой у ребенка прививается любовь и гуманное отношение к природе [1]. Дошкольника нужно научить бережному отношению к природе, заботе о животных, птицах, растениях и насекомых, давая понять, что благополучие природы зачастую зависит от непосредственных действий человека.

Экологическое воспитание дошкольников – относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Однако с полной уверенностью можно сказать, что в дошкольном возрасте путем целенаправленного педагогического воздействия, при системном ознакомлении ребенка с разнообразием природы, а так же привлечения дошкольника в практическую деятельность, можно заложить основы экологической культуры в целом [3]. В данном случае дошкольное детство является благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, в первую очередь необходимо организовать педагогический процесс в дошкольном учреждении, а также соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей [1].

Также под экологическим воспитанием дошкольника воспитатель прежде всего подразумевает воспитание человечности, т.е. ответственное отношение к природе, людям, живущим рядом, и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодную для полноценной жизни. Дошкольников нужно учить правильно вести себя в природе и среди людей. При осваивании экологических знаний ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой [2].

За все время, проведенное в детском саду, ребенок должен научиться выделять и замечать особенности сезона года, иметь систематические знания о жизни растений и животных и научиться устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями [4].

Список использованных источников

  1. Бачерова, Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми 2 – 3 лет / Н.М. Бачерова. – М.: Учитель, 2017. – 128 c.
  2. Горшеков С.П. Эколого-географические основы охраны природы / С.П. Горшеков. – М. : Изд-во МГУ, 1992. – 122 с.
  3. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. –266 с.
  4. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-ьство Юрайт, 2018. – 454 с.
  5. Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2017. – 408 c.