Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

№ 187

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Олеся ПЛЯШЕВА,

воспитатель детского сада №131 г. Казани

Экология – окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла проблема экологического кризиса, как сегодня. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост численности планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей — это проблемы, которые касаются каждого государства.

Экологические проблемы и катастрофа человечества напрямую связаны с процессом образования населения – его скудность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важную социальную роль для всего человечества. Поэтому на сегодняшний день данный вид воспитания дошкольников приобретает растущую актуальность. Для того, чтобы изменить нынешнее положение дел на Земле, необходимо организовать экологическое воспитание населения.

Как первый этап,  экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества:

– своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности;

– одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • в образовательной деятельности;
  • в повседневной жизни.

Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

  1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического воспитания детей. Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними. Для реализации данного метода в нашем саду посажен микро-лес, организован розарий, на каждом участке посажены клумбы, внутри детского сада имеется «живой уголок» . В зимний период совместно с детьми изготавливали вкусные «лакомства» для птиц.
  2. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Для реализации данного метода я, в своей практике, в режимных моментах, организовываю наблюдение за живой и не живой природой, также совместно с детьми мы посадили лук и вели за его ростом наблюдение. Например, во время прогулки наблюдаем за насекомыми и птицами.
  3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Так в МАДОУ «Детский сад №131 комбинированного вида» г. Казани я, с целью формирования толерантности и интереса к экологии, мы совместно с детьми создали «Экологическую тропу».
  4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Так в нашем книжном уголке уделено особое внимание животным, птица, которые попали в «Красную книгу»

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей;
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.